1966 год, мне 4 года, Иркутск, Восточная Сибирь, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Союз Советских Социалистических Республик.
Алексей Дементьевич Фатьянов, директор Иркутского областного художественного музея, с супругой Еленой Григорьевной пришли в гости к нам, и в коридоре я услышал: "Иван Иванович! Смотри - голова твоего младшего на египетскую похожа!"
Золотой рог Амон-Ра отложил эти слова в длиннющую память. От внешнего вида книг трясло и каждую хотелось изучить. С 7 лет вёл толстую тетрадь, в которую тщательно записывал биографии художников всех времён и народов. Мама её выбросила - не хотела терпеть второго художника дома, приговаривая: "Хватит одного отца с его непонятными закидонами". А мне тетрадь уже была не нужна - величайший инструмент человеческого мозга разложил всё по полкам! Морское чудовище Гиппокамп, сформированная память - величайший подарок человечеству от Вселенной и Творца!
1988 год, мне 26 лет, Каир, Арабская Республика Египет. Поселились в отеле "Фараоны". Подчинённость пирамидам во всём - от стрижки деревьев. Арабский язык очень красивый. Восхищаюсь. Улицы заполнены торговцами, которые гоняются за покупателями. Шикарные автомобили, грязные лачуги без окон, без дверей, спящие на лавке люди в оборванной одежде, космическая по красоте архитектура - всему есть место.
Но всё меркнет перед таинством Древнего Египта, страны Кеми, империи Ка - Мит, цивилизации Там - Ра...Долгожданная встреча с Каирским национальным музеем состоялась. Западные немцы толпятся у гробницы Тутанхамона. Смеются, громко разговаривают, тычат пальцем в мумию... Один из них рухнул на пол, абсолютно побелев. Прибежала туристическая полиция. Люди расступились.
Немец лежал бездыханный около улыбающегося фараона в саркофаге, покрытом золотыми пластинами. Фаюмские мумии с забинтованными реалистическими портретами вместо лица, с торчащими серо-чёрно-зелёными пальцами крючковатых ног и рук не удивлены очередной жертве любопытных. Туристическая полиция зафиксировала мгновенную смерть. Два разных мира - живых и мёртвых.
Я остановился около глиняных фигур рыбаков с сетями. Белая одежда , коричневые тела, белки глаз белее одежды, чёрные зрачки глаз, чернущие парики. Их сопровождают музыканты. Рядом, в витрине, сидит забинтованная мумия любимой обезьянки фараона. Достаю блокнот и рисую - обезьянка на уровне моих глаз.
В соседнем зале , на музейном диванчике, отдыхает Марина. Два мужика крутятся вокруг неё.
1988 год. Каир. Отель Мариотт. Египет. Арабская свадьба. Лучший голос Азии. Наши новые друзья, которые искрутились в Каирском национальном музее около Марины - коммерческий директор "Аристон" итальянец Калоджеро Скализи и ливанец Бассам Саррас, менеджер "Аристон" по Ближнему Востоку. В холле рисую их портреты.
Переполох. Наша компания шумная, включая наша любимую подругу , Мако Алиеву, саму мисс галантность и строгость, родственницу партийных руководителей Азербайджана. Мы подымаемся в концертный зал - амфитеатр. Внизу арабская свадьба. Но Калоджеро хочет на первые ряды. Подзывает работника зала, объясняется с ним и получает отказ.Тут началось. Калоджеро вытащил толстую пачку денег из внутреннего кармана костюма и жутко отхлестал по щекам стоящего перед ним работника. Тот держался молодцом, приговаривая:
- Там свадьба, все места зарезервированы...
В схватку за первые места в первых рядах вступил Бассам Сарас, страшно выпучив чёрные ливанские глаза. Он достал из кармана брюк ещё большую пачку денег и давай хлестать, с пощёлкиванием, работника. Было только слышно:
- Там свадьба, все места зарезервированы... Тихий голос Марины остановил вакханалию:
- По моему здесь лучшие места. И звук здесь будет лучше, чем внизу.
В награду мы получили прекрасный вечер..…
1988 год. Александрия. Египет. Мой стандарт - утром рано встать и идти рисовать в любой поездке. Не стала исключением и Александрия. Одно "но". Этот город я знал раньше - все улицы, дома. Запахи еды раздражали. Марина спрашивала:
- А что за этим поворотом? - и я отвечал.
Впервые мне самому стало страшно - откуда это? Что происходит? В свободное время искал тот мотив, который очень бы меня позвал... Им стал дом неправильной формы, живой и древний. Утром, пораньше, пришёл к нему, сел на высокий бордюр, подложив картонку, и принялся за работу. Через несколько минут, из кафе напротив, принесли кресло. Я был приятно удивлён. Продолжал рисовать. Ещё через 5 минут принесли стол. Пустая улица, стол, кресло...Я это воспринял как уважительное отношение. Следом вышел официант с подносом - кофе, вода. Я спросил об оплате и получил ответ, что это подарок :
- Рисуйте и не торопитесь уходить.
Последние слова меня резанули, но было некогда - наконец-то рисую в полном комфорте... Что ещё желать? Прекрасное утро! Через некоторое время из подъезда дома вышли три человека. Двое молодых парней вели под руки дедушку. Я подумал :"Дедушке плохо. Сейчас подойдёт машина и его повезут к врачу". Но все они двигались ко мне....Я собрался и продолжил рисовать, но уже всякие мысли лезли в голову - что-то не так...
Они подошли, поздоровались. Дедушка потрогал мои руки, бумагу, карандаш и заплакал. Он был слепой. "Зачем слепому художник"- с ужасом подумал я. А дедушка что-то сказал по арабски... Я извинился и спросил на английском:
- Что сказал дедушка?
Один из парней ответил:
- Он Вас очень долго ждал...
Первое, что мне взбрело в голову:
- А как долго?
- Последние 25 лет... (на этот момент мне было 26 лет)
И продолжил:
- Когда утром мы увидели Вас из окна, то сразу позвонили в кафе, чтобы задержать. Дедушка мог не поверить нам и решить ,что мы специально всё подстроили... Но наша семья была потрясена, что Вы пришли рисовать наш дом....
Я попил воды. Дедушка держал меня за плечо, слушая каждое слово, а слёзы, не переставая, текли по его лицу.
- Что случилось с дедушкой, почему он плачет? -спросил я.
- Это слёзы радости! Последние 25 лет он каждый день спрашивал о Вас. Но Вы всё не шли, а он терял веру. В детстве ему колдунья нагадала, что он умрёт после того, как придёт художник и будет рисовать его дом. Он болел, ослеп и не хочет жить. Ругал колдунью, что она его обманула и этого не может быть. Но сегодня он счастлив и плачет. Всё свершилось. Всё правда.
Они поклонились и ушли, хором шепча слова благодарности Всевышнему..…
Впервые я посетил Александрию в 1988 году. Теперь этот город называют провинциальным портовым и , даже, захолустным. Но тот год был годом мировой сенсации - археологической находки комплекса с предполагаемым саркофагом Александра Македонского.
В 1989 - 1995 годах велись активные работы с привлечением специалистов по эллинской культуре. Мне казалось, что теперь будет трудно оспорить принадлежность Александра Македонского к русской духовной культуре и к русской истории. Моё предположение было наивным...Не подумайте, прочитав полный текст, что я озабочен антисемитскими настроениями или против евреев. Это глупости! В моей жизни был момент , когда я спас от смерти Кальмана Гольдберга, и, пришло время, когда Кальман Гольдберг спас меня...История александрийских евреев начинается с основания города Александром Великим в 332 году до н. э. Уже в III веке до н. э. они составляли очень крупную часть городского населения: в эпоху династии Птолемеев число евреев доходило до 100 тыс., позднее, при преемниках Александра — до 200 тыс.
Александрийские летописи. 414 год, май месяц :
"Въ городѣ Александрия находилась большая и прекрасная церковь, именовавшаяся Александровской ( с хранением мощей Александра Македонского). Однажды іудеи вооружились какъ на войну, и съ наступленіемъ ночи, подняли на улицѣ среди христіанскихъ домовъ шумъ и смятеніе, крича: - "Александровская церковь горитъ"
Услышавъ крикъ, христіане одинъ за другимъ устремились изъ своихъ жилищъ на мнимый пожаръ, съ намѣреніемъ затушить его. И вотъ, безжалостные іудеи — тѣхъ христіанъ, которые выходили изъ воротъ своего дома, немедленно рубили мечами, или поражали копьями, или ножами — словомъ убивали чѣмъ попало. И было убито въ ту ночь множество христіанъ.".
Утром следующего дня Кирилл (376-444), архиепископ Александрийской церкви) с великим множеством православного народа пришёл к иудейским синагогам, — так называют иудеи места своих молитвенных собраний — и синагоги у них отнял, а самих изгнал из города, имущество же их отдал на разграбление.