Найти тему

Живопись: путь от премодерна к метамодерну

Искусство живописи не стоит на месте, а постоянно развивается. Несмотря на стремление художников-классицистов вернуться в эпоху Ренессанса, в 19 веке классицизм стал исчезать. А казавшийся бессмертным импрессионизм распался на множество отдельных посмодерновых течений. В 20 веке бывшие импрессионисты массово стали писать картины в новых стилях.

Жак Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784. Лувр, Париж
Жак Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784. Лувр, Париж

Кто прокладывает путь развития живописи и в чем его смысл? Во-первых, художники сами не определяют направление, в котором будет развиваться искусство — это делает все человечество в целом и каждый член общества в частности. Художники, в свою очередь, только отражают реальную картину мира, взгляды на жизнь и социум. Их можно сравнить с синоптиками, которые рассказывают о погоде с экранов, но сами никак на нее не влияют. И насколько актуальным будет искусство художника, настолько он будет популярен.

Беноццо Гоццоли, «Поклонение волхвов, как торжественная процессия придворных Медичи»
Беноццо Гоццоли, «Поклонение волхвов, как торжественная процессия придворных Медичи»

Пути развития живописи

Премодерн

Первый этап - премодерн. Жизнь Европы до 18 века определяло Божественное писание. Это проявлялось и в искусстве. В соответствии с божественной волей живопись должна была отражать светлое и правильное. Мир делили на праведников и грешников, а главной целью живописи было восхвалять первых и осуждать вторых. Считалось, что власть от бога, поэтому политического влияние на искусство быть не могло.

Например, в работах художников Тициана и Караванджо религиозная тематика является основной и доминирует над остальными. Главная идея - путь человека от земного к божественному.

Модерн

С 18 века появляется новое направление - модерн. Вера и религия сменяются наукой. Развиваются идеи свободы, прав и революции. Они отражаются и в искусстве.

Теперь общественности нужны художники, которые способны передать в картинах новую реальность. Например, Гойя с его картиной «Сны разума рождают чудовищ».

Произведения эпохи модерна служили своеобразными лозунгами о переменах и побуждением к действию.

Но мировые войны привели к исчезновению модерна. Люди увидели, что большое количество научных, политических, культурный теорий противоречат друг другу и ведут к конфликту.

Многие не согласятся с таким утверждением, но фактически именно она на сегодняшний день побеждает в Европе.

Общество не придерживается единой истины, а придерживается множественности мнений, не считая что-либо однозначно красивым, а что-то - однозначно некрасивым. Эти границы размыты, поэтому появляется множество представителей псевдоискусства.

Постмодерн

Постмодерн — направление, которое ничего не утверждает. Здесь логика и абсурд, эстетика и безвкусица абсолютно равны. Не существует правильного и неправильного — любое мнение имеет место в обществе. Искусством считается одновременно все и ничего.

Ярким примером искусства постмодерна служит творчество Пикассо. Его картины алогичны и иррациональны. Но несмотря на свою кажущуюся абсурдность, они отражают реальное положение вещей в мире: распад в обществе, неустойчивые моральные нормы, неуверенные люди.

Но так как живопись находится в постоянном развитии, за постмодерном придет новое течение. Вопрос только в том, кто станет его первооткрывателем.

Самый дорогой Жостовский поднос в мире. Показываем процесс создания. Художник Лариса Гончарова