Искусство живописи не стоит на месте, а постоянно развивается. Несмотря на стремление художников-классицистов вернуться в эпоху Ренессанса, в 19 веке классицизм стал исчезать. А казавшийся бессмертным импрессионизм распался на множество отдельных посмодерновых течений. В 20 веке бывшие импрессионисты массово стали писать картины в новых стилях.
Кто прокладывает путь развития живописи и в чем его смысл? Во-первых, художники сами не определяют направление, в котором будет развиваться искусство — это делает все человечество в целом и каждый член общества в частности. Художники, в свою очередь, только отражают реальную картину мира, взгляды на жизнь и социум. Их можно сравнить с синоптиками, которые рассказывают о погоде с экранов, но сами никак на нее не влияют. И насколько актуальным будет искусство художника, настолько он будет популярен.
Пути развития живописи
Премодерн
Первый этап - премодерн. Жизнь Европы до 18 века определяло Божественное писание. Это проявлялось и в искусстве. В соответствии с божественной волей живопись должна была отражать светлое и правильное. Мир делили на праведников и грешников, а главной целью живописи было восхвалять первых и осуждать вторых. Считалось, что власть от бога, поэтому политического влияние на искусство быть не могло.
Например, в работах художников Тициана и Караванджо религиозная тематика является основной и доминирует над остальными. Главная идея - путь человека от земного к божественному.
Модерн
С 18 века появляется новое направление - модерн. Вера и религия сменяются наукой. Развиваются идеи свободы, прав и революции. Они отражаются и в искусстве.
Теперь общественности нужны художники, которые способны передать в картинах новую реальность. Например, Гойя с его картиной «Сны разума рождают чудовищ».
Произведения эпохи модерна служили своеобразными лозунгами о переменах и побуждением к действию.
Но мировые войны привели к исчезновению модерна. Люди увидели, что большое количество научных, политических, культурный теорий противоречат друг другу и ведут к конфликту.
Многие не согласятся с таким утверждением, но фактически именно она на сегодняшний день побеждает в Европе.
Общество не придерживается единой истины, а придерживается множественности мнений, не считая что-либо однозначно красивым, а что-то - однозначно некрасивым. Эти границы размыты, поэтому появляется множество представителей псевдоискусства.
Постмодерн
Постмодерн — направление, которое ничего не утверждает. Здесь логика и абсурд, эстетика и безвкусица абсолютно равны. Не существует правильного и неправильного — любое мнение имеет место в обществе. Искусством считается одновременно все и ничего.
Ярким примером искусства постмодерна служит творчество Пикассо. Его картины алогичны и иррациональны. Но несмотря на свою кажущуюся абсурдность, они отражают реальное положение вещей в мире: распад в обществе, неустойчивые моральные нормы, неуверенные люди.
Но так как живопись находится в постоянном развитии, за постмодерном придет новое течение. Вопрос только в том, кто станет его первооткрывателем.
Самый дорогой Жостовский поднос в мире. Показываем процесс создания. Художник Лариса Гончарова