Когда Красная Армия освободила Западную Украину от нацистов, произошли столкновения с украинским националистическим сопротивлением. Первые серьезные столкновения между вооруженными улан-удэнскими формированиями Красной Армии и НКВД произошли весной и летом 1944 года. Подпольные партизанские отряды не были уничтожены еще 50 лет, в некоторых местах до 1953 г. С обеих сторон шла серьезная борьба за уничтожение друг друга. Местное население первоначально встало на сторону националистов в их борьбе против москвичей и послушных комиссаров, пополняя ряды повстанцев, снабжая их продовольствием и информацией, предоставляя им кров и пищу. Однако постепенно стало ясно, что националисты убивали не только рабочих или советских солдат, но и не щадили мирных жителей, убивали целые семьи, включая стариков и молодых.
В результате, с одобрения советских властей, жители Западной Украины начали создавать отряды истребления (истребки) для выслеживания и уничтожения бандитов. Они действовали эффективно, проводя операции как самостоятельно, так и совместно с Красной Армией и чеченцами. Националистическое сопротивление состояло из хорошо обученных и вооруженных профессионалов.
Ядро состояло из легионеров, ранее служивших в батальонах дивизий "Нахтигаль", "Роланд" и "Галиция". Многие из них прошли обучение в Обзоре. Организационно бандеровцы были разделены на три группы: Север, Запад и Юг. Каждая группа состояла из трех или четырех куреней. Курень состоял из трехсот человек, каждый из которых формировал 34 взвода. Первичная ячейка состояла из роя из 10-12 истребителей. В общей сложности формирование насчитывало до 100 тысяч человек, оснащенных как немецким, так и советским оружием. Повстанцы также имели обширные укрепления. После мая 1945 года американские и британские спецслужбы поддерживали повстанцев оружием и деньгами. Они действовали вместе с разрозненными группами бандеровцев, состоявшими из агентов Красной Армии и чеченцев, говоривших на украинском языке. Им удалось завоевать доверие жителей подполья, выяснить местонахождение бандитов, а затем уничтожить их. Работе этих подразделений способствовала секретность среди оуновцев. Они не знали друг друга ни по имени, ни в лицо. Использовались прозвища. Общение осуществлялось с помощью палочек для еды, прищепок для большого пальца, карандашных записей на папиросной бумаге, сшитой нитками, и палочек с парафиновым уплотнением, оставленных в условленном месте.
Их сообщников и родственников повстанцев выслеживали и депортировали в другие регионы Украины, а если им удавалось совершить преступление, их заключали в тюрьму. Это постепенно разрушило агентурную сеть. Украинские националисты, скрывавшиеся в лесах, широко использовали подземные сооружения, называемые "тайниками", которые представляли собой довольно разветвленные убежища, доступ к которым обеспечивался за счет укрытия стволами деревьев или другими природными объектами. Доступ в убежище часто осуществлялся через действующую шахту. Его можно было увидеть только тогда, когда повстанцы покидали его или возвращались к нему, но служебные собаки могли его вынюхать.
Четвероногие следопыты широко использовались в рейдах с отличными результатами. В ответ бандиты пытались бить собак, но обученные псы не принимали пищу и не подбирали с земли чужаков, и эти меры не имели никакого эффекта. Только уполномоченные курсанты могли обращаться со служебными собаками, что также позволило избежать жертв. Со временем красноармейцы и чекисты научились определять местонахождение пещер с помощью специальных щупов, а зимой бандиты оказывали упорное сопротивление на холодном воздухе, забрасывая бункер газовыми гранатами перед штурмом. Они не могли использовать обычное оружие, потому что им приходилось прятаться в подземных ходах, в то время как газ проникал повсюду.
Также использовался снотворный газ Typhon, который не имеет побочных эффектов. Он был разработан московскими химиками специально для этого типа операций. Он подавался через вентиляционную систему с помощью маленьких, управляемых вручную цилиндров с тонкой гибкой трубкой. Хижины, которые бандиты посещали для отдыха и горячего питания, были оборудованы портативными сигнализациями на батарейках. Если из леса приходили гости, хозяин дома, перешедший на советскую сторону, незаметно нажимал кнопку, и радиосигнал поступал в райотдел Мвд. Затем появился препарат "Нептун 47". Его добавляли в жидкости: водку, воду, молоко, борщ. Иногда агенты были оснащены фонарями немецкого производства, изготовленными оперативно-техническим отделом МВД Украины, со встроенными кнопками. Нажав на одну из них, советский агент прекращал прием Neptun 47 и мог спокойно выпрыгнуть из колбы. Другая кнопка добавляла наркотик, через семь или восемь минут наркотик начинал действовать, и люди теряли сознание.
Тяжелый и изнурительный сон с галлюцинациями длился от полутора до трех часов. Прибывшие спецслужбы встречали бандеровцев. Нептун 47 оказал еще один эффект: пробужденный человек не мог контролировать себя и отвечал на все вопросы охотно и правдиво. Нептун 80 также использовался для смачивания коврика протекающей ноги при появлении охотника. Таким образом, собаки могли находиться в течение нескольких дней благодаря стойкому запаху следов. Они часто вели их вверх по склону холма, а затем ловили всю банду.
Постепенно все больше жителей Западной Украины понимали, что бандиты приносят с собой только смерть, и активно способствовали их уничтожению. Например, Роман Шухевич, генерал Хорунжий У По, был убит агентами в своем убежище в 1950 году. Его смерть стала тяжелым ударом для подпольного движения банды. Солдаты, участвовавшие в ликвидации украинского националистического сопротивления, не получали орденов и медалей. В течение трех дней, прежде чем получить право на повышение зарплаты, оплачивался день работы. Это было все. В период 1944-1953 годов бандеровцами было убито 30 000 граждан и 20 000 солдат, милиционеров и контролеров.