Какие картины возникали в сознании мальчика, когда он слушал музыку? Какие художественные средства использует автор для передачи этих впечатлений?
Главный герой рассказа В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка» - Витя Потылицын. Однажды, оказавшись ранней осенью у ворот завозни, он услышал, как Вася-поляк играл на скрипке. Слушая музыку, мальчик испытал страх, жалость к себе, восторг. Это музыкальное произведение как будто пригвоздило Витю к стене, заставило его плакать. Мальчик «боялся громко дышать», сердце его замерло, ему становилось тревожно. Когда мальчик слушал музыку, в его сознании появилось много образов. Ему виделась умершая мать, бабушка, рвущая на себе волосы, ключ, бьющий из-под горы, кто-то, пьющий из него воду, плывущий по Енисею плот с огоньками, толпа людей на берегу реки. Музыка говорила о печальном, о том, как летом Витя болел малярией, потерял слух и боялся, что навсегда останется глухим.
Неожиданно скрипка смолкла, «не выкрикнув, а выдохнув боль». Тогда мальчик пробрался в караулку и попросил Васю-поляка сыграть еще что-нибудь. Когда зазвучала музыка, Витя не сразу узнал ее. Здесь она была той же, но уже мягче и добрее, «скрипка уже не стонала, не сочилась ее душа кровью». Когда музыка закончилась, Витя испытал чувство благодарности к Васе-поляку. Мальчик представлял его уже не одинокой калекою, а волшебником из далекой сказки. Витя ничего теперь не боялся, мир казался ему добрым и одиноким. Так подействовала на него Васина музыка. Мальчик другими глазами увидел окружающий мир, природу и понял, что это и была его «родина, близкая и тревожная». Скрипка побудила Витю сходить на могилу матери, помогла понять то, что нужно чтить память о родных, просить прощения, радоваться жизни.
В следующий раз Витя Потылицын услышал музыку последней военной осенью в небольшом разбитом польском городе, когда он стоял на посту возле пушек. Неожиданно разлились звуки органа. Когда в детстве Витя слушал скрипку, ему хотелось умереть от непонятной печали и восторга. Теперь же «музыка разворачивала душу», все обнажала, со всего срывала одежды, все выворачивала грязной изнанкой. Горло Вити сдавило, стиснуло. Он вспомнил Васю-поляка, свою родину. Сейчас на войне музыка органа вызывала желание победить врага и вернуть людям мир.
Для передачи впечатлений мальчика Астафьев использует эпитеты (одинокая скрипка, одинокий орган), сравнения (не музыка это, а ключ течет с горы), метафоры (горечь утрат, дума скрипки, гаснет тоска по родине). А чтобы показать скрипку живой – олицетворения (скрипка не грозится, жалуется, смолкла скрипка, выдохнув боль; скрипка стоном оборвалась в поднебесье).