Найти в Дзене

Так доигрывали в Швейцарии Андрей Хомутов, Вячеслав Быков и Сергей Макаров

Когда игрок домашней команды забивал гол на муниципальной ледовой арене Фрибурга, диктор объявлял только номер и название. Зрители выкрикивали это имя. Они быстро научились распевать «Бы-ков», «Хо-му-тов», «Ма-ка-ряд».
Трое во «Фриборе»
После утренней тренировки юные болельщики ждали игроков у стадиона. Первым из наших был Сергей Макаров - и его не заметили. Андрею Хамутаву и Вячеславу Быкову пришлось остаться и заняться автографами. Понятно: они давно в Швейцарии, а Макаров - новичок, недавно из Штатов и малоизвестный местным болельщикам.
Российское трио бывших суперзвезд ЦСКА и сборной СССР сформировалось во «Фрибери-Хаттероне» уже по окончании сезона. За это швейцарцам пришлось благодарить спутниковую «тарелку», через которую Вячеслав Быков регулярно наблюдал за Москвой.
- Сначала я слышал, что Макаров подписал контракт с клубом НХЛ, потом - что он с ним расстался, - сказал Быков. - Узнать его номер телефона не составило труда. Мы с Сергеем земляки, оба из Челябинска. Я позвонил

Когда игрок домашней команды забивал гол на муниципальной ледовой арене Фрибурга, диктор объявлял только номер и название. Зрители выкрикивали это имя. Они быстро научились распевать «Бы-ков», «Хо-му-тов», «Ма-ка-ряд».

Трое во «Фриборе»
После утренней тренировки юные болельщики ждали игроков у стадиона. Первым из наших был Сергей Макаров - и его не заметили. Андрею Хамутаву и Вячеславу Быкову пришлось остаться и заняться автографами. Понятно: они давно в Швейцарии, а Макаров - новичок, недавно из Штатов и малоизвестный местным болельщикам.

Российское трио бывших суперзвезд ЦСКА и сборной СССР сформировалось во «Фрибери-Хаттероне» уже по окончании сезона. За это швейцарцам пришлось благодарить спутниковую «тарелку», через которую Вячеслав Быков регулярно наблюдал за Москвой.

- Сначала я слышал, что Макаров подписал контракт с клубом НХЛ, потом - что он с ним расстался, - сказал Быков. - Узнать его номер телефона не составило труда. Мы с Сергеем земляки, оба из Челябинска. Я позвонил ему и предложил играть с нами до конца сезона.
А как насчет швейцарского правила не более трех иностранцев в команде?

- Наш третий - вратарь из Швеции - получил серьезную травму, от которой не оправится до конца сезона. Поэтому я предложил руководству клуба договориться с Макаровым.
Макаров лучше всех спросил о том, что такое хоккей в Швейцарии — у него свежий взгляд, и после НХЛ, конечно, он лучше видит.

- Да, уровень хоккея здесь виден невооруженным глазом, как он сказал, - кивнул он. - Не стоит удивляться, что швейцарцы не попали на Олимпийские игры 1998 года. Но играть надо везде. В некотором смысле здесь даже тяжелее, чем в Америке. Там, например, у каждой команды есть «полицейский», который должен защищать свои звезды от убийц-соперников. В Швейцарии это не принято. Кроме того, в нашей команде много молодых и совсем неопытных игроков. Мы забиваем - они промахиваются. А потому против нас всегда выпускают самых сильных и опытных защитников. Итак, вы должны учиться.
Макаров приехал ненадолго, но очень основательно: привез жену и двухлетнего сына в Швейцарию, получил от клуба квартиру и машину по контракту. Это уже типично для игрока НХЛ: хоккеист, у которого есть семья, не должен беспокоиться о том, как живут его близкие, пока он в отъезде.

Во второй раз - после ЦСКА - судьба свела их в Швейцарии. А почему не через океан? Как получилось, что Быков и Хамутов, в отличие от многих игроков их поколения, так и не попали в НХЛ? Ведь в начале 90-х их туда чуть ли не на веревке тянул Марсель Обо — один из владельцев клуба «Квебек Нордикс».

- Да, Марсель обратился к нам: не хотели бы вы играть за «Квебек»? - вспоминал Быков. — Мы не возражали: мы играли с командами НХЛ в 80-х, имели представление об их уровне и содержании игры. Но потом он пожал руку Марселю, а потом пришло более серьезное приглашение — из Швейцарии. Вдобавок ко всему прочему бывший президент ИИХФ Рене Фазель (его брат входил в руководство клуба) имел сильную позицию во Фрибуре, так что о ней тоже позаботился. Мы также консультировались в нашей федерации.
Словом, подумав, Быков и Хамутов решили ехать в Швейцарию. Условия оказались вполне подходящими, их приняли хорошо, класс игры позволил сразу выйти на первые роли не только в клубе, но и в лиге.

Немаловажно и то, что отсюда они могли отправиться в сборные СССР, СНГ и России, за которые всегда с удовольствием играли. В Альбервиле стали олимпийскими чемпионами, а это дорого. Кстати, Марсель Абу обратился к ним туда и попытался купить их у «Фрибура», но у них уже была другая судьба.

Победа в порядке
Однако не следует думать, что за Быкова и Хамутова молились в Швейцарии. Если команда проигрывает, на них в первую очередь смотрят косо: мол, тебя пригласили сюда, чтобы команда выиграла, за это им и платят. Если «Фрибур» побеждал, это воспринималось как нечто естественное и комплиментов получали другие молодые игроки — считалось, что им это нужнее.

В 1996 году руководство клуба допустило финансовые просчеты и было вынуждено продать нескольких игроков. Потом продали парочку самых способных хоккеистов, а значит, основная нагрузка снова легла на наших легионеров. Недаром у Быкова был действительно уникальный игровой свитер. На оборотной стороне вместо номера эмблема одного из крупнейших швейцарских банков — три скрещенных ключа и надпись над ними: «Ключевой игрок». Так он играл.

Примирение по Быковой и Хамутову

Привычки и поведение Быкова и Хамутова были хорошо известны во Фрибурге.

Допустимо, на семь вечера назначена светская встреча, на которую приглашен весь коллектив. По протоколу она должна закончиться в восемь часов. Время можно не проверять: Андрей войдет ровно в семь. Семь ноль пять — Слава ушел, семь десять — Слава ушел, семь пятнадцать — появляется улыбающийся Слава, который, оказывается, писал кому-то майки. В восемь по-английски исчезает Хамутов, в восемь тридцать уходят остальные игроки. Слава и еще несколько человек покидают зал до пяти десяти. Скорее всего, они простоят на улице еще полчаса...

Знаете, как выяснилось, где в местных реках и озерах лучше всего клюет рыба? Нет ничего проще: надо было только узнать, куда пойти Хамутову в выходной.

У героя есть черная палка
Да, они очень разные - по характеру, по темпераменту. Но на льду они понимали друг друга с полуслова, как и положено истинным звездам. В свое время Анатолий Владимирович Тарасов сказал:

«Средним игрокам нужны годы, чтобы играть, но талантливые игроки просто выпивают вместе».
Тройка Хамутов — Быков — Макаров в Швейцарии могла объехать всю площадку, передавая друг другу шайбу по воздуху.

Сделать пас за спиной мог каждый - и тут как раз оказался напарник, как будто это была не импровизация, а выкатанная годами комбинация.

Но они играли черными палочками. Почему?

Здесь был один производитель, производивший карбоновые клюшки, очень прочные и легкие. Он делает их специально для россиян. Однажды я попробовал проверить русских и немного изменил баланс — поставил где-то гирю в пять граммов. И был поражен, когда они обнаружили это сразу. У этих клубов был один секрет: они были хороши для тех, у кого была хорошая школа шайбы, или, как говорят, быстрые руки. Так вот, когда приехал Сергей Макаров, ему предложили попробовать такую ​​палку, и она ему сразу понравилась.

Русское трио произвело фурор в Швейцарии.

Но об игре за сборную России они и не думали: выдавали себя и дворянством, и прошлыми травмами, и операциями - на плече, на ахилле... В конце хоккейной карьеры судьба подарила трем выдающимся У воспитанников нашей хоккейной школы хорошие шансы. Шанс снова вместе сыграть в красивый хоккей. И они использовали это.


Если вам понравилась статья, то вдохновите автора на новые успехи: не забудьте поставить лайк, а заодно подписаться на наш канал.

Безграничный спорт и фантазия всегда интересны.