Найти тему
Интересная жизнь с Vera Star

Индия планирует ввести "потолок цен" на нефть. Для России это может обернуться катастрофой.

В зарубежных СМИ на днях царило необычайное оживление. Иностранная пресса на все лады начала разносить по всему новость о том, что Индия изъявила готовность присоединиться к странам, ранее принявших так называемый "потолок цен". В частности, об этом пишет издание The Telegraph India, со ссылкой на свои источники в Министерстве промышленности. Было сообщено, что в случае, если стоимость российской нефти превысит $60 долларов за баррель, то Дели будет готов внедрить ограничительный механизм (т.е. фактически заставить российских нефтяников осознанно продавать добытое сырье ниже рыночной планки, тем самым провоцируя убытки, бюджетные так и корпоративные).

Надежность источников и достоверность опубликованной информации, мы оставим на совести издательского дома. Мы рассмотрим, насколько подобный сценарий вероятен и, что будет, если Индия в реальности применит "потолок цен" для нефти из России.
Владимир Путин и Нарендра Моди
Владимир Путин и Нарендра Моди

Начнём с того, что Индия является одним из самых давних торговых партнеров России. Но данная формулировка не в полной мере отражает развитие отношений между двумя странами. Всё дело в том, что торговые отношения между РФ и Индией не взирая ни на что, растут с завидной стабильностью. В сентябре Президент России, в Самарканде встречался с премьер-министром Индии Нарендра Моди. Во время встречи, Владимир Путин и Нарендра Моди отметили высокий рост в первом полугодии взаимного товарооборота между двумя странами - на 120% в сравнении с 2021 годом. Москва и Дели за полгода в абсолютных цифрах наторговали между собой на общую сумму в $11,5 млрд.

Как было сказано выше, особое значение имеет именно постоянное увеличение. Так для сравнения приведём следующие цифры - в 2020 году, товарооборот между двумя странами составил $9,2 млрд. При этом необходимо отметить, что экспорт из России превышает обратный поток услуг и товаров. Если конкретно, то за весь 2021 год (а мы сравниваем с 1-м полугодием 2022 года) экспорт из России достиг отметки в $9,1 млрд., в то время как импорт из Индии составил всего $4,4 млрд. Столь стремительный росту России в списке торговых партнеров Индии с полуторамиллиардным населением, позволил всего за два года взлететь с 25-го на 7-е место.

Су-30МКИ
Су-30МКИ

За счет огласки в СМИ в обществе на слуху по большей части совместные проекты военно-технической тематики. Так, Россия поставила Индии около 300 современных истребителей Су-30МКИ, а индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited, получила лицензию на сборку машинокомплектов для боевых российских самолетов. Так же стоит отметить танки Т-60С, численность которых в случае выполнения контракта в полном объеме, в рядах индийской армии превысит планку в 2000 ед. Помимо этого можно вспомнить совместную разработку противокорабельной ракеты BrahMos, которая была создана на базе российского аналога, ракеты П-800 "Оникс". Ну это так, для информации, а мы вернемся в интересующую нас энергетическую нишу.

Не секрет, что простой обыватель в любой стране мира гораздо больше интересуется лишь тем, что может повлиять на его собственную жизнь. Грубо говоря, жителям Краснодара намного важнее знать, что происходит внутри родной страны или например в соседней Украине. Это совершенно естественно. И потому, большая часть нашего общества воспринимает Индию, как нечто весьма далёкое и мифическое. Но это не мешает Индии оставаться крупнейшей страной региона, с динамично развивающейся экономикой и реальным сектором, страной, для которой прямым вызовом является соперничество со своим соседом - Китаем, который является точно таким же промышленным и демографическим гигантом.

На сегодня, по официальной статистике население обеих стран около 1,4 млрд. человек. Но специалисты неоднократно говорили, что реальное число людей живущих в Индии может разительно от официальной версии. Это является причиной низкой урбанизации, при этом большая часть граждан проживает в сельской местности (в отдельных течениях индуизма родители просто не регистрируют детей в госорганах). И эта цифра "неучтенных" граждан по мнению экспертов может составлять от 100 до 200 млн. человек, что согласитесь весьма весомая "прибавка" к официальной статистике.

Сегодня привлекательность внутреннего рынка Индии для любой страны мира не поддается сомнению.
Нарендра Моди
Нарендра Моди

Нынешний премьер Индии находится у власти уже 8 лет. Все это время правительство под его руководством занимается проведением глобальных внутренних преобразований, связанных в первую очередь с модернизацией энергетики, без которой невозможен ни рост производства, ни ему сопутствующий рост экономики. Безусловно, для обеспечения воистину гигантского населения Индии электричеством, топливом, пластиком, асфальтом и далее, далее, далее необходима воистину бездонная прорва энергоресурсов. Но проблема в том, что Индия далеко не богатая страна, и потому импорт энергоносителей имеет для неё без всякого преувеличения принципиально значение — и одним из главных фигурантов на этой сцене является Россия.

Углубляться в статистику не будем, скажем лишь, что по итогам 9 месяцев импорт энергетических марок угля вырос в 3 раза и составил 8,4 млн.тонн. Российский уголь уступил первенство лишь австралийскому и индонезийскому углю — двум основным игрокам в мире (кстати их доля в годовом выражении не увеличилась). И эти объёмы поставок осуществляются при собственной добыче Индии в 900 млн. тонн!

Бешенными темпами идёт импорт металлургического кокса, что касается закупок его в России, то здесь они увеличились более чем в 10 раз. Официальный Дели еще три года назад объявил госпрограмму, целью которой стало становление Индии самой главной сталелитейной державой планеты. Так что в озвученном росте ничего удивительного нет. Вспомните, ещё в 2021-м делегация из Индии очень настойчиво прорабатывала вопрос о возможности увеличения пропускной способности южного направления ж/д дорог РФ, для повышения перевалки кокса в южных портах России до 3 - 5 млн. тонн в год. На сегодняшний день уголь из России уходит в Азию через дальневосточные порты, часть из них работает на пределе своих логистических возможностей.

Сегодняшняя Индия занимает 3-е место в мире по объемам потребления газа и нефти. Поэтому не стоит, что эмиссары из Индии ездят по всему миру, и с готовностью инвестируют огромные суммы в проекты, представляющие интерес для Дели.

Так, ещё в 2012 году "Газпром" подписал договор с компанией GAIL на поставки голубого топлива в Индию в объеме 3,5 млрд. кубометров в год. Правда сумма не сильно впечатляет, но Индия давно и внимательно наблюдает за развитием северных проектов РФ по сжижению газа. Настолько внимательно, что после начала спецоперации и введения антироссийских санкций стали продавать российский сжиженный газ в Великобританию. Естественно с весомой наценкой.

По поводу нефти, то с 2001-го индийская Oil and Natural Gas Corporation Ltd является собственником 20% акций в проекте "Сахалин 1". Согласно условиям договора каждый год с Дальнего Востока на Индию отправляется минимум 1 млн. тонн чёрного золота. Эта же компания заключив соответствующий договор, с 2009 года занимается разведкой и добычей углеводорода на месторождениях в Томской области. В 2015-м лидер отечественного рынка "Роснефть" заключила соглашение на 10 лет с индийской компанией Essar, согласно которого экспорт черного золота должен составить не менее 100 млн. тонн. В том же, 2015 году названная выше Oil and Natural Gas Corporation Ltd за $1,3 млрд. выкупила 15% акций у российской компании "Ванкорнефть", занимающейся эксплуатацией огромного Ванкорского нефтяного месторождения нефти находящегося в Красноярском крае. Годом позже представители Индии еще за $2 млрд. вошли в долевое участие в добыче углеводорода в Якутии.

Но не надо полагать, что этот процесс так сказать "однобокий". Сегодня интеграция работает в двустороннем порядке, тем более у России есть что предложить на экспорт кроме своих ресурсов.

Шесть лет назад "Роснефть" приобрела 50% активов у индийской компании Essar Oil, чьи основные мощности находятся в районе г. Вадинар. Выкупленным активом стало одно подразделений корпорации Nayara Energy специализирующейся на добыче и переработки нефти и газа. В настоящее время "Роснефть" активно осуществляет свою деятельность на внутреннем индийском рынке, а конкретно продаёт топливо через обширную, состоящую из более чем 6 тысяч АЗС, сеть. Объем поставок российского углеводорода только для данного проекта оценен в $20 млн. тонн ежегодно.

Поэтому если быть реалистами, и брать за основу вышеизложенное, то заявления о введении потолка цен выглядит довольно странно, и носит скорее характер высосанной из пальца сенсации.

Безусловно, исключать махинации от отдельных частных компаний, которые могут продавливать наших нефтяных игроков на крупные дисконты, шантажируя отказом от закупок в целом, нельзя. В принципе здесь нет ничего необычного - рынок есть рынок, как говорится ничего личного только бизнес.

-5

Но в то же время с другой стороны, вряд ли со стороны официального Дели следует ждать каких-либо болезненных демаршей, поскольку как ни крути, Россия являлась и продолжает являться является ключевым поставщиком. Так же является немаловажным фактором, то, что львиная доля действующих контрактов имеет четко прописанные механизмы ценообразования — и любое нарушение тут чревато крупными штрафами и потерями репутации, что намного страшнее.

Потому переживать, не стоит. Нефтяное сотрудничество одинаково выгодно и Москве и Дели, но если в случае разрыва сотрудничества РФ теряет лишь деньги, то индийцы потеряют и деньги, и ресурсы. Индия не та страна, которая пилит сук на котором сидит, это вам не Украина.

Мы в Telegram

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии. Если у Вас есть возможность сделать пожертвование на развитие канала - то сделать это можно здесь.