Найти в Дзене
Travel&Trip

Почему Британия (сильно) недооценивает британский коллапс

В Британии каждые две недели происходит 11 сентября.

Коллапс Великобритании после Brexit настолько экстремален, что это действительно беспрецедентно

Я знаю, что недавно уже обсуждал эту тему, но она требует обсуждения. В этом небольшом очерке я хочу связать некоторые свободные нити с помощью простого наблюдения. Масштабы и скорость британского краха ошеломляют. Я имею в виду это.

Наблюдать за тем, как Британия превращается в то, чем она является сейчас - первой богатой европейской страной, ставшей несостоявшимся государством, что само по себе умопомрачительно, - значит быть свидетелем чего-то исторического.

Моя работа как экономиста заключается в том, чтобы изучать цифры и думать о том, что они означают. А затем объяснять их людям. В этой работе наблюдать за теми цифрами, которые появляются в современной Британии, - это то, что лишает меня дара речи. Я чувствую себя палеонтологом, наблюдающим массовое вымирание, или астрономом, приближающимся к сверхновой звезде. События, подобные этому, настолько редки, настолько необычны и настолько... масштабны. Мы никогда не видели, чтобы с развитой страной происходило что-то подобное тому, что происходит с Британией. Или, конечно, если говорить более точно, что Британия сделала с собой, но к этому я еще вернусь.

В моей профессии мы стараемся не говорить гиперболически. И все же бывают моменты, когда достаточно только суперлативов и предупреждений на максимальном уровне. Не ради "алармизма" - это американское слово, британцы называют его "scaremongering", - а ради реальности. Видите ли, мы не видим таких вещей. Они не должны происходить, и они никогда не происходили раньше. Наблюдать за крахом Британии - значит увидеть нечто необычное в современной истории. Коллапс, масштабы и скорость которого буквально зашкаливают.

Сейчас. Позвольте мне доказать вам свою правоту, потому что мы все должны быть охлаждены до костей примером Британии.

Может ли современное общество действительно стать... несостоявшимся государством? Может ли развитая страна превратиться в... Аргентину? Может ли она одним махом разрушить свою экономику и свое общество? Менее чем за десятилетие, вызвав коллапс, в буквальном смысле слова, в смысле падения уровня жизни?

Ответы на все эти вопросы до того, как Британия сделала это с собой, были: хм, возможно, но никто не уверен. Видите ли, в Америке никогда не было современности. У нее никогда не было NHS, BBC и так далее. Америка рухнула - но из нации, которая никогда не достигала современности, но надеялась на это, в нацию, которая никогда не собиралась этого делать, и так и застрянет в упадке и дисфункции, как рухнувший Рим.

Британия другая. Там было... все. Я имею в виду это. У нее было все, чего только может пожелать современное общество, и даже больше. Когда-то она была предметом зависти всего мира. Еще десять лет назад - всего десять лет - NHS была лучшей в мире системой здравоохранения. Не по моему мнению, а согласно международным рейтингам. Би-би-си была признана лучшей телерадиовещательной компанией, развивала многие из лучших мировых культурных брендов и готовила лучших режиссеров и актеров. Я могу продолжать и продолжать. Британия работала. Она была примером того, каким может быть современное общество. NHS научила Европу - Европу - тому, что общественные блага всеобщего масштаба возможны. Би-би-си показала всему миру, что такое искусство и культура. Ее университеты выпускали лучших в мире интеллектуалов, от Амартия Сена до Стивена Хокинга, и в целом ее люди были одними из самых процветающих на земле, в истории, во все времена, на все времена, восхищались и любили за то, что они веселые, нежные, теплые и мудрые.

Это было всего десять лет назад. Десять лет. Одно десятилетие.

Теперь, когда я подготовил сцену, давайте оценим, в каком состоянии находится Великобритания. Это та часть, где мы говорим о том, как тяжело и быстро может разрушиться общество - совершенно шокирующая, леденящая душу история, которую Британия преподносит миру. Да, вы можете потерять все, все, за одно десятилетие. Доказательство тому: Британский крах.

Как раз сейчас, по оценкам лучших умов Британии, произошло 25 000 избыточных смертей, потому что... NHS рухнула. Она больше не работает. Вы не можете вызвать скорую помощь, вы не можете попасть на прием к врачу, а если вам это удается, что ж, вы счастливчик. Эти 25 000 лишних смертей произошли "с лета". Лето закончилось 23 сентября. Прошло 15 недель. Другими словами, за 15 недель произошло 25 000 избыточных смертей - из- за социального коллапса.

Ни по какой другой причине. Не стихийное бедствие, не Божья беда, не гигантский рой метеоритов. Они произошли потому, что британцы не могут получить медицинскую помощь. Но это абстрактные цифры, а моя работа, как я уже сказал, заключается в том, чтобы сделать их реальными. Так что позвольте мне сделать их жестоко реальными. 25 000 погибших за пятнадцать недель - это примерно 1600 человек в неделю. 3000 человек погибли 11 сентября, что является величайшей современной трагедией, которую пережил развитый мир. 1600 в неделю умножить на два - это больше, чем погибло 11 сентября.

В Британии каждые две недели происходит 11 сентября.

Позвольте мне сказать это еще раз, чтобы на этот раз это было понятно. Вспомните на мгновение агонию 11 сентября. Действительно вспомните это, ужас, страдания, смерть. В Британии каждые две недели происходит 11 сентября.

-2

Дошло ли это до дома? К сожалению, до британцев это не доходит. Они кажутся гораздо менее обеспокоенными, чем следовало бы. Вспомните, как 11 сентября изменило Америку - в одночасье. Британцы не испытывают такого же уровня... какое слово я ищу... можно ли мне сказать... тревоги? Но если бы в вашем обществе каждые две недели происходило 11 сентября, разве вы не были бы в ужасе? Продрогли бы до костей? Разве вы бы ничего не почувствовали?

Британские лидеры, похоже, так не считают, и мы вернемся к ним через некоторое время, после того как я продолжу делать это реальным для вас.

Мы никогда не видели ничего подобного. Никогда.

Никогда. Точка. И точка. В развитой стране? Даже в стране со средним уровнем дохода, как, скажем, не знаю, Словакия или Малайзия. Мы никогда не видели ничего подобного тому, что происходит каждые две недели в развитых странах.

Мне нужно повторить это еще раз, потому что такие предложения, как это - они не регистрируются с первого раза. Они настолько серьезны и содержат в себе так много.

Мы никогда не видели ничего - ничего - подобного тому, что происходит каждые две недели в развитых странах. Никогда.

Даже близко нет, на самом деле. Давайте рассмотрим некоторые события, которые считаются великими трагедиями развитого мира. Ураган "Катрина" унес около 2 000 жизней. Он случился один раз. Он не происходил каждые две недели. Многие помнят ураган "Сэнди" 2012 года. Он унес жизни менее 200 человек, и это все еще считается серьезной катастрофой.

Это зашкаливающий масштаб британского краха. Как я уже сказал, он зашкаливает. Это означает, что он уникален.

У нас буквально нет сравнений с масштабами того, что происходит в Британии. Величайшие природные катастрофы в современной истории и близко не стоят. Величайшие террористические атаки не приближаются к этому. Британский коллапс - даже по самым простым показателям, избыточной смертности - подобен взрыву сверхновой звезды, чего мы никогда раньше не видели в развитых странах. У нас просто нет точки отсчета для этого. Назвать это статистическим отклонением было бы насмешкой над статистикой.

Позвольте мне попытаться дать вам некоторое представление о том, насколько далеко от всего, что можно считать нормальным, все это на самом деле.

-3

25 000 человек за пятнадцать недель. В году 52 недели. Это более 100 000 избыточных смертей, которые произойдут к концу этого года в Великобритании. Я могу привести вам сравнение вещей, которые убили столько людей, но в тот момент, когда я это сделаю, вы будете так напуганы, что сразу же обвините меня в том, что я зашел слишком далеко. И все же... цифры и цифры, даже когда мы занимаемся уродливой математикой, сводя к ним человеческие жизни. Что еще убило 100 000 человек? Ну, бомба, упавшая на Хиросиму. Именно о таком событии мы говорим. Оценки Чернобыля разнятся, но они исчисляются сотнями тысяч. Мы снова говорим о таком событии.

Единственное другое сравнение смертей такого масштаба, которое действительно можно предложить, - это смерти от Ковида во время абсолютного пика пандемии. Но тогда? Общества были в совершенно другом месте. Заперты. В состоянии покоя. Это было событие, случающееся раз в столетие. Ковид не был чем-то таким, что мир сделал сам с собой. По крайней мере, не в том смысле, что Британия сама навлекла на себя коллапс. Возможно, также можно рассмотреть что-то вроде ВИЧ/СПИДа, хотя это произошло за гораздо более длительный период времени.

Но на этом все. Это единственные события в современной истории, вне войны, которые производят абсолютно шокирующие цифры... подобные этим. Именно поэтому они являются абсолютно шокирующими цифрами для тех, чья работа заключается в том, чтобы быть в курсе событий - потому что, опять же, это похоже на наблюдение за тем, как происходит нечто, нарушающее законы природы, например, в земле образуется огромная дыра, и страна просто... проваливается внутрь.

Возможно, лучший способ понять, что происходит с Британией, заключается в том, что это общество, похоже, находится в состоянии войны. С самим собой. Я не имею в виду метафорический смысл. Что еще убивает сто тысяч человек в год? Как мы уже обсуждали, только ядерные бомбы, ядерные аварии или пандемии - но это не одно из них. Это был выбор, и единственный из них, который является выбором, относится к категории войны. Британия, похоже, переживает нечто настолько экстремальное, что это можно сравнить с войной под любым другим названием - вот почему число жертв начинает расти, ужасая и поражая воображение.

Позвольте мне добавить еще один пример, прежде чем мы пойдем дальше, потому что война сведет некоторых людей с ума. Величайшим стихийным бедствием в современной истории было цунами 2004 года. Оно унесло жизни более 200 000 человек. В основном потому, что они находились в бедных странах, где не было систем предупреждения. Сто тысяч лишних смертей к концу года в Великобритании? Мы приближаемся к масштабам величайшего стихийного бедствия в современной истории... для всего мира. Именно такое бедствие необходимо, чтобы правильно оценить то, что Британия сделала с собой.

И все же история на этом не заканчивается. Одним из социальных показателей, который мы можем использовать, чтобы попытаться увидеть ошеломляющий, поражающий воображение масштаб и скорость британского краха, является избыточная смертность.

Но еще один такой показатель касается не здоровья населения, а того, с чем мы все хорошо знакомы - экономики. Я недавно обсуждал этот вопрос, но сейчас давайте разберемся в нем немного глубже. Экономика Великобритании скоро станет на 11% меньше, чем она была бы, если бы Brexit не произошел. Это не мое мнение, не чье-то "мнение", а официальная оценка человека, в чьи обязанности входит проведение подобных расчетов. И эти расчеты вряд ли можно назвать сомнительными - то, что британская экономика катится в небытие, видно по всему: от дряхлого Оксфорд-стрит до забитых досками центральных улиц и резко упавших реальных доходов.

Сколько составляет 11%? А сколько - 25 000 человек, которые не должны были умереть? Как и раньше, давайте воспользуемся историей для контекстуализации. Ничто в современной истории не подходит близко, и я имею в виду ничто. Великая рецессия 2008 года ударила по мировой экономике на 5% или около того. Это была самая большая рецессия.

Опять же, не берите это у меня, возьмите это у Всемирного банка.

За последние семь десятилетий мировая экономика пережила четыре глобальных рецессии: в 1975, 1982, 1991 и 2009 годах. Во время каждого из этих эпизодов ежегодный реальный мировой валовой внутренний продукт на душу населения сокращался, и это сокращение сопровождалось ослаблением других ключевых показателей мировой экономической активности. Глобальные рецессии были очень синхронизированы на международном уровне и сопровождались серьезными экономическими и финансовыми потрясениями во многих странах мира. Глобальная рецессия 2009 года, вызванная мировым финансовым кризисом, была самой глубокой и синхронизированной из всех четырех рецессий.

Позвольте мне подвести итог. Великая рецессия 2008 года, замедлившаяся на 5% мирового ВВП, стала крупнейшей глобальной рецессией в современной истории.

Британия переживает экономический спад вдвое большего масштаба. Единственной точкой сравнения, действительно, является Великая депрессия. Это единственный случай, когда мировой ВВП упал на двузначную величину. Отдельные страны переживали периоды двузначного экономического спада - но когда это происходило, мы называли их одними из самых серьезных кризисов в современной истории. В Аргентине, например, во время валютного кризиса рост упал на 10% - такого рода события.

Чтобы добиться двузначного экономического спада? Опять же, зашкаливает. Подобное мы видим, например, во время гражданских войн в бедных странах - как в Ливане. На самом деле, существует формальная модель такого явления: "во время гражданской войны годовой темп роста снижается на 2,2 процента". Другими словами, пять или около того лет таких событий, и вы попадаете на территорию двузначного сокращения - примерно столько времени прошло с тех пор, как британцы проголосовали за Brexit. Это не умное замечание или совпадение, это объяснение.

Позвольте мне повторить это еще раз, а затем проанализировать ситуацию. Попадание в двузначные масштабы экономического сокращения - это из ряда вон выходящее событие.

Возьмем, скажем, Россию. Угадайте, насколько сократилась ее экономика в прошлом году - поскольку весь мир подверг ее остракизму, запретил ее, закрыл ей доступ к финансовым сетям, ввел санкции. 8,5% - меньше, чем в Великобритании, благодаря Brexit.

Вот как трудно достичь двузначного уровня экономического спада. Это настолько... невозможно. "Необычный" или "нечастый" - такие слова на самом деле совсем не точно описывают то, что происходит с Британией. Точнее было бы сказать что-то, что вызывает крики гиперболизации, но, тем не менее, является фактом, например: даже экономика России после санкций со стороны большей части мира сокращается меньше, чем экономика Великобритании после Brexit... потому что двузначное сокращение экономики - это порядок величины, который мы видим только в самых тяжелых видах социального коллапса, от буквально несостоявшихся государств с мега- валютными и долговыми кризисами до Великой депрессии. Это единственные точки сравнения.

Сейчас у вас, вероятно, голова идет кругом. Какой смысл рассказывать вам обо всем этом, - возможно, немного сердито спросите вы, особенно если вы британец? Смысл очень прост. Это факты. И вы должны их знать. Если вы британец, то с вашей историей происходит нечто исторически необычное, и ваше общество сделало это. Мы никогда не видели, чтобы социальный коллапс происходил так быстро, в таких шокирующих масштабах, и сравнения, которые нам приходится проводить, настолько серьезны и шокирующи, что вызывают насмешки - они кажутся абсурдными, и все же... факты есть факты.

Сто тысяч погибших без причины - это не шутка, и даже не стихийное бедствие, это на уровне войны или величайшего стихийного бедствия, которое обрушилось на современный мир, все это, и все же это тот масштаб, который мы должны осознать, если хотим точно обсудить Британию. Умопомрачительно.

Встревожены? Встревожен? Забудьте об этом - я не знаю, есть ли у нас вообще слово для обозначения того, что вы должны чувствовать, наблюдая, как развитое общество разрушается с зашкаливающей скоростью и масштабами, потому что, ну, такого никогда не случалось раньше.

Если вы не британец, то причина, по которой я говорю вам все это, еще проще. Вам лучше кое-чему научиться. Британцы хотели вернуться назад, во времени, к воображаемой ностальгии, что привело их в националистическое бешенство, которое вскоре превратилось в уродливую ксенофобию и ненависть - такую, которая все еще мешает левым, лол, левым, нанимать врачей и медсестер, чтобы спасти те будущие десятки тысяч мертвых британцев. Вам лучше чему-нибудь научиться. Вот где конец. Дорога национализма, высокомерия, большой лжи, той, которую сейчас рассказывают сумасшедшие по всему миру - "Бретань убер аллес", "Швеция для шведов", "Сделаем Америку снова великой", в каком бы виде они ни были.

Здесь заканчивается дорога, урок первый, маленький. Но большой? Оно возможно. Чтобы это произошло, так быстро, в таком шокирующем, невероятном масштабе, который разум с трудом может постичь, который только великие бедствия истории могут по-настоящему осмыслить. Всего десять лет назад Британия все еще была предметом зависти всего мира. А сегодня? Это то, что будут изучать в учебниках истории - как пример того, как быстро даже развитая, богатая, безопасная, стабильная страна может не просто потерять все это, но и то, как много можно потерять на самом деле, и как трудно потом вообще учить тому, что было потеряно, потому что к тому времени все, что осталось, - это ложь, насмехающаяся над правдой, ставящая печать, как сапог, на лицо истории.

Причина, по которой я учу вас всему этому? Чтобы вы знали. И помнили. И думали об этом. Именно этого, я думаю, хотел бы Оруэлл. Он должен был писать романы, чтобы делать свои предупреждения, потому что истории, действительно, единственный способ, которым человеческий разум может постичь совершенно невозможную, глупую, невероятную трагедию такого масштаба, как та, которую сделала из себя Британия. Не цифры. Их недостаточно. Но это, по крайней мере, возможно, скудное начало, потому что, если никто не извлечет уроков из этой истории, как это еще предстоит сделать британцам, то действительно ли это вообще произошло?