По окончании чемпионата мира и Европы в Вене начался новый виток разговоров о несправедливости формулы этого турнира. В период с 1961 по 1975 год чемпионат проводился в один этап, с 1976 года в Катовице — в два этапа с сохранением очков первого этапа. Это устранило случайность в распределении мест.
При известном соотношении сил на мировой арене окончание чемпионатов вылилось в триумфальное шествие сборной СССР на высший пьедестал почета. Такое положение дел никого, кроме Союза, не устраивало. Соперники хотят больше шансов стать чемпионами хотя бы на год, и в Международной хоккейной федерации понимали, что чемпионаты будут привлекательными для зрителей, а значит, прибыльными, только если результат борьбы за золотые медали не будет так известен.
Так появился слоган «В финал с нуля». Правда, сборная СССР становилась чемпионом чаще, чем соперники вместе взятые, но борьба усиливалась. А поскольку победила общественность, интересы одной команды не в счет. И возражать против этой установки было безнадежно, всего-то - снова и снова, много раз обсуждать.
Чемпионат-87 заставил отказаться от привычных представлений. Но это не вина финнов. Маршрут сборной Германии гораздо круче. В Вене эта команда успешно пробилась в «Финал четырех».
Они не сразу это поняли. Победа Германии над финнами выглядела сенсацией местного значения, которая будет иметь значение только для второй четверки. Но потом, после победы немецких хоккеистов над сборной Канады, элитный расчет показал, что без немцев в розыгрыше медалей не обойтись.
Излишне пересказывать факты об исключении отечественного хоккеиста М. Сикоры за допинг. Но понятно: эта обида расстроила хоккеистов СМП и лишила их возможности бороться за медали чемпионата.
Шведы - чемпионы мира 1987 года.
Вернемся к теме баланса сил, благо дело это не тривиальное. На основании чего производился расчет: противники: прибавили в темпе прохождения или наши понизили уровень. Обе причины повлияли, но больше - вторая.
Возьмем наших основных соперников. Например, канадцы привезли «лучших из худших», т.е. игроков из клубов, которые уже попали в Кубок Стэнли. Игра Крейга Хартсбурга, Зарли Залапски, Тони Танти и еще двух-трех хоккеистов была записана, но «клен», выведенный скоростным переходом для Вены, не мог сравниться с сочным деревом, «выросшим» на родная земля во время «Рендез-87». Тем не менее в Вене сборная СССР была вынуждена довольствоваться ничьей с канадцами на решающем этапе. Не утешает и то, что игра в обороне показала, что представители отечественного хоккея по долгу службы признали советскую команду фаворитом - ведь СССР не нашел ключ к тактике соперника. Это не новая тактика.
Нельзя сказать правды и о другом аспекте этого матча. Спортивный обозреватель шведской газеты Dagens Nyheter, комментируя чемпионат Вены, отметил, что арбитр У. Линдгрен (Швеция) позволил канадцам вести себя так, как не допустил бы ни один другой арбитр на встрече с собранием СССР.
Возьмем сборную Чехословакии. Ян-старший, который его возглавляет, сумел вдохнуть в него новую жизнь после разгромного провала на чемпионате Москвы-86. Он смело вводил новые силы, но, согласитесь, команда, в которой девять игроков дебютируют на мировом турнире, не может считаться трудным препятствием для сборной СССР. Не случайно старший и все его коллеги, игроки и чехословацкие журналисты считали «серебро» европейского стандарта и «бронзу, завоеванную на мировой арене», огромным успехом омолодившейся команды.
Но почему финальный матч между советскими хоккеистами и чехословацкими хоккеистами был таким сложным?
Скажем прямо, перед этой встречей наши ребята получили сильный психологический удар, когда узнали, что шведы обыграли канадцев с немыслимым счетом 9:0. По разнице между пропущенными и пропущенными мячами шансов обойти скандинавов практически не было. Ну а для сборной СССР любое другое место, кроме первого, считается поражением.
Однако ход матча определяли не только вопросы психологии. Все соперники сборной СССР знали, что для нее нет ничего более болезненного, чем преодолевать перенасыщенную оборону, если ею руководят грамотные игроки, не позволяющие себе ошибок. Так было на «Рендезе-87» в первом матче, так было и в Вене, где все соперники на финише турнира применяли против сборной СССР тактику, основанную на стремлении сокрушить атаку советских хоккеисты. Это главное. И как можно больше контратак.
Да, противники были вынуждены таким образом подстраиваться под представление СССР. Она всегда играла в свою игру. Сильный, атакующий и... всем знакомый. Но почему бы не прибегнуть к другой тактике, когда того требуют обстоятельства? Чемпионат Вены поставил этот вопрос перед нашими тренерами со всей остротой.
Здесь следует отметить еще одно изменение в мировом хоккее. Когда-то наша команда приехала на чемпионат с таким ни с чем не сравнимым качеством, как отличная физическая подготовка. В этом с ней никто не мог сравниться, но иногда превосходство советских хоккеистов почти уравнивалось соперниками, которые также контролировали этот аспект подготовки. Причем акцент, наверное, должен был сместиться на тактику.
А вот о шведах пока ничего не сказано. Ведь они были чемпионами. Хотя, по правде говоря, в начале турнира им не отводилась столь высокая роль. Боюсь вызвать недовольство скромным рейтингом чемпионов мира, но осмелюсь охарактеризовать Тре Крунур по-венски словами «как всегда». Это не значит «обычный». Нет, «как всегда» — это хорошая тактическая подготовка, отличное катание, надежные вратари. А в Вене оказалось, что повезло даже с багажом команды. Без этого в спорте, где элемент случайности проявляется, может быть, больше, чем в любом другом виде человеческой деятельности, никуда не денешься.
Швеция – это смесь опыта, молодости, мастерства и удачи.
Для многих не было сомнений, что сборная СССР крепнет.
Вот мнение шведского специалиста С. Олссона, который считал:
«Для меня бесспорно одно: советский хоккей сегодня сильнейший в мире. Ведь то, что только сборная СССР смогла без потерь провести весь чемпионат мира, вряд ли это удалось кому-то другому.
В то же время все уроки чемпионатов мира и Европы в Вене не пошли бы на пользу нашей команде, если бы сводились к «везению-невезению». Конечно, корень лежал намного глубже.
Интерес к этому проявила чехословацкая газета Rudé právo, написавшая в статье об итогах чемпионата:
«Нельзя отделаться от ощущения, что сборная СССР в нынешнем составе достигла предела своих возможностей. Первые пять явно сильнее всех остальных. Когда у сборной не все в порядке, эти игроки находятся на льду больше, чем все остальные вместе взятые. Первая советская пятерка несла преувеличенную нагрузку, особенно психологическую.
СССР-1987.
В сезоне 1987-1988 годов формула чемпионата СССР была изменена. Это добавило импульса Всесоюзному турниру, но не следует забывать. что система турниров сама по себе не может добавить талантливых игроков. Именно их отсутствие больше всего сказалось на нашей команде.
Как правило, представлять СССР на каждом чемпионате мира приезжало несколько талантливых молодых хоккеистов. «Отсеивание» было крайней редкостью. Наоборот, многие сразу попадали в разряд звезд, другие если и выглядели скромнее, то только на фоне особо отличников и по праву закреплялись в коллективе. К сожалению, эти звездные времена нашего хоккея прошли в 1987 году. Иначе советским тренерам не приходилось бы чаще других давать пятерки на льду.
Да, наследие Ларионова не имеет аналогов в мире. Но то же самое и с нами. Никого близко. Даже второго звена, в котором человек мог быть полностью уверен в матче с любым соперником, в этот раз не было в сборной СССР. Можно сказать, что тренеры ошиблись, получив тройки А. Семенова и А. Семака, но это еще не балл. Ошибки приобретения случаются, когда не на кого полностью положиться: на ком бы они ни женились. Игроков такого ранга, который до недавнего времени был традиционным для сборной СССР, просто не хватало.
Резервы. Это слово можно было бы написать на знамени хоккейного сезона после ЧМ-1987 в СССР. Чемпионат в Вене не подорвал высокого авторитета советского хоккея, но указал со всей остротой на возникшую из него проблему - подготовку игроков в клубах.
Сильный игрок растет только в сильной команде. Таким образом, проблемы сборной отражали проблемы клубов.
Если вам понравилась статья, вдохновите автора на новое счастье: не забудьте поставить ему лайк и заодно подписаться на наш канал. Или вы даже можете добавить эту страницу в закладки.
Безграничный спорт и фантазия всегда интересны.
Вот таким стал чемпионат мира по хоккею 1987 года для сборной СССР. Конец талантам.
12 января 202312 янв 2023
8
7 мин
По окончании чемпионата мира и Европы в Вене начался новый виток разговоров о несправедливости формулы этого турнира. В период с 1961 по 1975 год чемпионат проводился в один этап, с 1976 года в Катовице — в два этапа с сохранением очков первого этапа. Это устранило случайность в распределении мест.
При известном соотношении сил на мировой арене окончание чемпионатов вылилось в триумфальное шествие сборной СССР на высший пьедестал почета. Такое положение дел никого, кроме Союза, не устраивало. Соперники хотят больше шансов стать чемпионами хотя бы на год, и в Международной хоккейной федерации понимали, что чемпионаты будут привлекательными для зрителей, а значит, прибыльными, только если результат борьбы за золотые медали не будет так известен.
Так появился слоган «В финал с нуля». Правда, сборная СССР становилась чемпионом чаще, чем соперники вместе взятые, но борьба усиливалась. А поскольку победила общественность, интересы одной команды не в счет. И возражать против этой установки