Миф о Марсии и Аполлоне известен многим, но напомню в двух словах. Богиня Афина придумала новый музыкальный инструмент — дуделку с двумя тростями и начала на нем играть. Однако, другие богини, глядя на нее, покатывались со смеху. Когда Афина поняла, что смеются над ее лицом, на котором надувались щеки во время игры, она осерчала и бросила свой музыкальный инструмент на землю. Там его нашел пастух-фавн Марсий. Он начал играть на новом инструменте и делал это так, что заслушались даже животные.
Уверившись в своем таланте, Марсий вызвал на состязание самого Аполлона и победил его. Аполлон же, озлившись, снял с Марсия кожу.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Так вот, этот духовой инструмент, боком вышедший несчастному фавну, назывался авлосом. Он был очень популярен в Древней Греции, и немудрено, что о нем сочинили такую драматическую историю, а происхождение возвели к самой богине Афине. По своей конструкции авлос напоминал гобой, его иногда ошибочно ассоциируют с флейтой. Как видим, его особенностью было наличие двух тростей, что обеспечивало, вероятно, более глубокий звук. Впрочем, были авлосы и с одной тростью.
Корпус делали из дерева или кости, а дырочек в нем было от трех до пяти. Если тростей было два, то в трубку (куда надо было дуть) вставляли цилиндр с двумя отверстиями, куда вправлялись трости.
На авлосе играли как мужчины, так и женщины, исполнителей называли авлетами и авлетками. Надо сказать, что играть на таком инструменте было довольно тяжело, лицевые мышцы испытывали большое напряжение. Поэтому часто использовались поддерживающие лицо кожаные ремешки. Греки оставили много изображений авлетов и авлеток, так что легко можно представить, как играли на этом инструменте. На картине Альма-Тадемы воспроизведен исторически верный момент игры на авлете. Обратите внимание, что у девушек на лицах — упомянутые выше кожаные ремешки.
Игра на авлосе была популярна также в Древнем Риме.
Читайте еще на моем канале:
Будете в Пскове, сходите в Палаты Постниковых, почувствуйте себя в гостях у купца XVII века