Это, наверное, один из самых часто встречающихся вопросов в пастырской практике. Потому что смерть близкого зачастую приводит человека именно в храм. Потому что другой связи со своим усопшим тот не видит, а ему очень хочется ее наладить, как-то помочь усопшему.
Здесь стоит обратить внимание, что со смертью связано много суеверий, на которые православному христианину лучше не обращать своё внимание и, соответственно, не играть в эту игру, не действовать по данным суеверным правилам.
Давайте с вами попробуем разобраться, что же здесь так, а что — нет.
Сами поминки
Итак, само поминание усопшего за столом связано с практикой «накорми голодного». Когда умирает наш усопший, очень важно накормить тех людей, кто в этом реально нуждается.
Алкоголь
Очень важным элементом поминок сегодня является, к сожалению, употребление алкогольных напитков.
Праведный Иоанн Кронштадтский говорил следующее:
“«Кто усопших водкой поминает, тот им бОльших мучений доставляет».
Эти слова праведного Иоанна Кронштадтского вызваны были, конечно же, той ситуацией, которую он видел у многих своих прихожан, — это зависимость от алкоголя и, более того, плоды употребления алкогольных напитков на таких мероприятиях, когда из-за заупокойных размышлений мы переносимся в заздравные, во всякие непотребства, танцы и прочее, что явно не соответствует духу этого мероприятия.
Алкогольные напитки лучше использовать как радость во время счастливых событий. Когда, например, свадьба, день рождения, именины чьи-то празднуются. Да, тогда можно, но, опять же, в небольших количествах.
Ибо апостол Павел говорит:
«Не упивайтесь вином, в нём есть блуд».
Не упиваться вином — это действительно важно. Суть не в том, что мы выпили или не выпили. Суть в том, в какое состояние мы пришли.
Для нашей культуры очень важно вспомнить это и попробовать возродить культуру духовного и молитвенного поминания наших усопших. Обязательно привлекать на эти поминки или раздавать подаяние, обильную милостыню тем людям, которые в этом особенно нуждаются.
Блюда на столе
Следующее, на что стоит обратить внимание. Часто люди связывают те или иные блюда с поминанием усопшего. Например, на отпевание приносят какие-нибудь конфеты, драже, рис и так далее.
Святитель Афанасий Сахаров в своём труде «Поминание усопших по уставу Православной Церкви» говорит о том, что настоящее коливо, приносимое в память усопшего православного человека, должно быть из пшеницы, если мы следуем этой восточной церковной традиции.
Из пшеницы, но никак не из риса. Потому что мы всё-таки восприняли византийскую, а не китайскую культуру.
Пшеница отсылает нас к евангельской истории о том, что зерно, пока не упадёт в землю и не умрёт, не принесёт плода.
Это должно напомнить нам о том, что мы все умираем, но на этом наша жизнь не заканчивается.
И из маленького зёрнышка, чем является наша плоть, наша жизнь здесь, мы можем произрасти в большое растение, принести большие плоды, раскрыть свою жизнь совершенно в ином масштабе, в ином понятии времени, в иной сущности, в нашем состоянии в Боге.
Далее, часто поминки связаны, как уже было сказано, с определённым приготовлением блюд. Не обращайте на это внимание, прошу вас. Потому что никоим образом рецепты ваших блюд для стола с поминками не связаны с духовной практикой.
Это только лишь определённая культура конкретного народа — кто-то будет делать так, кто-то иначе.
Гостинца для усопшего
Часто, когда человека хоронят, к нему в гроб кладут много всего разного.
У меня был опыт служения на кладбище, и я видел иногда весьма комичные в совсем некомичной ситуации случаи, когда в гроб клали бритвы, сигареты, бутылки со спиртными напитками, зубные щётки, пасту и так далее.
Конечно, в гробу человеку это совершенно не нужно. Мы же прекрасно понимаем, что наш родственник, воскреснув из мёртвых в последний день, не увидит этого, и оно ему будет явно не нужно. И на следующее утро он тоже явно не проснётся.
Более того, не нужно носить на кладбище еду на следующее утро или оставлять ее там, потому что мы все равно боимся есть на кладбище. Этот страх связан с нашим внутренним человеческим страхом перед смертью. И поэтому лучше раздать эти продукты бедным, которые действительно это съедят.
Мы приносим на погост конфеты, яйца, оставляем их на надгробии. Но мы же с вами не язычники! Зачем нам приносить туда пищу? Кого мы кормим? Духов каких-то? Нет, конечно.
Здесь стоит опять вернуться к той же самой добродетели — накорми того, кто в этом реально нуждается.
Роскошные надгробия
Святитель Афанасий Сахаров обращал внимание на то, что мы любим строить какие-то помпезные, большие надгробия, тратить на это невероятные суммы денег. Особенно это касается периода служения святителя Сахарова, дореволюционного периода.
Так вот, святитель Афанасий обращает внимание, что христианину лучше принести эту милостыню, опять же, нуждающимся людям.
Можно построить храм, можно построить часовню, если человек этого хочет.
И в этом храме всегда будет приноситься молитва за этого человека. Радость неимущего, который получил такое подаяние от вас, будет в вечности помогать нашему усопшему, как и молитва церкви, как и молитва его близких.
Вещи умершего
Люди часто боятся раздавать вещи усопшего до 40-го дня.
Дорогие друзья, история наша гласит нам о том, что человек умерший к жизни больше, как правило, не возвращается. Тем паче, что, если вы его уже похоронили, а время вот этого 40-дневия — это как раз-таки период особенных переживаний о вашем ближнем, особенных чувств, которые ваше сердце теребят.
Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы раздать эти вещи ближним, раздать их его знакомым, которые бы напоминали об усопшем и заставляли помолиться о нём.
Также людям, опять же, нуждающимся раздавайте с самого первого времени. Дабы и вас не мучили состояния грусти, отчаяния, апатии, которые часто сопровождают людей при потере близких.
Переживания по ушедшему
И последнее, на что стоит обратить внимание, но, наверное, самое важное.
Когда умирают наши близкие, мы чаще всего думаем о том, что мы не доделали для них, как мы когда-то не улыбнулись, когда-то накричали, когда-то не покормили, когда-то не пригласили в гости, давно не звонили и так далее.
Каждый найдёт то, чем он оскорбил своего близкого, и начинает корить себя, есть себя. Нельзя этого делать!
В момент отпевания мы с вами подходим к усопшему и даем ему последнее целование, то есть в последний раз приветствуем его. Понятно, что тело уже лишено души, и это чинопоследование последнего целования усопшего позволяет нам с вами попросить у него прощения и, соответственно, простить его, оставить все его неровности характера, неприятности.
Ведь человек усопший зачастую тоже не святой, и конфликты были не просто на ровном месте. Здесь очень важно вспомнить одну из античных пословиц:
«Об усопшем либо хорошо, либо ничего кроме правды».
Вот это правда позволяет нам вспомнить. Например, человек нас обидел — не нужно это зарывать в землю, стоит вспомнить об этом, сказать:
«Господи, прошу тебя, не накажи его за тот случай. Прости меня! Я был несдержан».
Это будет честно, это будет правдиво. Тогда наша молитва станет, может быть, чуточку интереснее нам.
Читайте еще: