В Минпросвещения РФ поддержали идею включить в образовательный процесс в школах занятия общественно-полезным трудом. Такая деятельность будет отличаться от нынешних уроков технологии, и, по задумке авторов инициативы, воспитает у школьников правильное отношение к труду.
В закон «Об образовании» могут включить новую обязанность российских школьников – заниматься общественно-полезным трудом. В частности, в документе будет прописано понятие «трудовое воспитание». В таком случае у учащихся появится ещё одна обязанность – помимо учёбы они должны будут заниматься общественно-полезным трудом. Как сообщают «Известия», соответствующие предложения прописаны в подготовленном депутатами Госдумы документе. Предложения депутатов проходят стадию обсуждения в комитете по просвещению.
В соответствии с содержанием действующей редакции закона, школьники обязаны осваивать образовательную программу и индивидуальный учебный план, при этом задания от учителей должны укладываться в эти рамки. В случае, если предложение депутатов получит поддержку в Госдуме, в будущем в плане обучения каждой школы появится блок, касающийся выполнения рабочей программы воспитания.
Представители аппарата комитета по просвещению в беседе с журналистами пояснили, что под трудовым блоком в первую очередь понимаются дежурства в классе, работа на пришкольной территории и другие обязанности. На содержание будущих программ могут повлиять рекомендации, которые подготовят в Минпросвещения.
По российским законам, привлекать детей к трудовой деятельности, не предусмотренной школьной программой, нельзя без их согласия и разрешения родителей. При этом родители должны дать письменное согласие на такую деятельность. В соответствующих бланках обычно поясняется, какую именно работу будут выполнять дети. Как правило, такой деятельностью могут стать дежурства в классе, генеральная уборка школьных кабинетов, субботники и другая деятельность на территории образовательного учреждения.
Глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова в беседе с изданием отметила, что хотела бы исключить из действующего закона слово «запрещается» по отношению к труду. Она предлагает заменить запретительную формулировку на фразу «разрешается с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
Как отметила депутат, преподаватели видят в документе слово «запрещено» и понимают его как однозначный запрет. Вместе с этим многие родители поддерживают развитие у детей трудовых навыков и правильного отношения к труду. Тем не менее, предлагается предусмотреть возможность письменного отказа родителей от привлечения их ребёнка к труду.
Не для «галочки»
Разработкой новых программ в случае включения трудового воспитания в процесс обучения могут заняться сами школы. Такое предположение озвучил зампред профсоюза работников образования Михаил Авдеенко. Он пояснил, что школьные педагоги всегда занимались формированием воспитательных программ. В советский период в школах общественно-полезные работы носили обязательный характер, поэтому данная инициатива не станет чем-то принципиально новым. Как отметил эксперт, он воспринимает это новшество положительно.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова увидела и негативные стороны инициативы. Она считает, что создание нового блока лишь добавит работы педагогам. По мнению эксперта, заниматься данной работой придётся классным руководителям, и разрабатывать соответствующие программы придётся для каждого отдельного класса. Она обратила внимание на достаточно высокую загруженность педагогов в школах.
Мирясова также отметила, что трудовые мероприятия в школах могут проводить «для галочки», превратив в обычную формальность, и этого нельзя допускать. Кроме того, эксперта интересует, каким образом трудовые мероприятия будут пересекаться с уроками технологии, которые уже есть в программе. Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова считает, что технология не сможет заменить школьникам трудовое воспитание.
Право учителя
В ноябре 2022 года спикер Госдумы Вячеслав Володин обратился к главе Минпросвещения Сергею Кравцову с предложением изучить инициативу по возвращению в школы трудовой деятельности. По мнению депутата, такие занятия позволят сформировать у детей другое отношение к труду, а также к освоению предметов школьной программы. Володин попросил не ограничивать задачу школы лишь изучением программы, так как ребёнок должен в будущем стать «настоящим гражданином».
Министр согласился с Володиным и сообщил, что считает данное предложение правильным. Ранее в октябре на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти в сфере образования он заявлял, что положительно относится к идее возродить трудовое воспитание. Вместе с этим Кравцов обратил внимание, что у родителей не сформировалось однозначное отношение к данному предложению. Через месяц на встрече с депутатами министр сообщил, что необходимо провести отдельные обсуждения и заняться проработкой деталей.
Как отметила председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова, у родителей нет единой позиции, однако большинство выступает за трудовое воспитание в стенах образовательных учреждений. Она считает необходимым вернуть эту практику в полном объёме, а не в таком усечённом виде, как это сейчас осуществляется на занятиях по технологии. Сейчас в школах не хватает возможностей по привлечению детей к общественно-полезной трудовой деятельности. По её мнению, ненормально, когда из-за просьбы к ребёнку стереть с доски его родители могут обратиться в надзорные органы.
Леткова считает, что у педагогов должно быть право привлекать школьников к труду, возможно, даже использовать общественно-полезные работы в качестве наказания. Как отметила Мирясова, в крупных российских городах родители зачастую негативно относятся к привлечению детей к труду в виде субботников и дежурств. В небольших населённых пунктах, напротив, за школами часто сохраняются небольшие земельные участки, на которых организовываются сельскохозяйственные работы с привлечением школьников.
Готовящийся законопроект ещё будет подвергаться доработке, в её обсуждении принимает участие Минпросвещения. Поправки могут быть внесены на рассмотрение в ГД уже в весеннюю сессию. В профильном комитете подтвердили, что работа над ними будет вестись оперативно. Как отметил член комитета Анатолий Вассерман, работа над поправками действительно может быть завершена в весеннюю сессию, но он усомнился в том, что они могут быть приняты до начала следующего учебного года.