Найти тему
Живая история

Шпионские радиоигры Смерша и Абвера. Операция «Березино»

Во время операции «Багратион» немецкие войска понесли ощутимые потери. Уцелевшие части отступили, те, кто не успел отойти, после безуспешных попыток вырваться из окружения складывали оружие и массово сдавались в плен. Это обстоятельство не осталось без внимания советских спецслужб.

Сталину доложили о разрозненных частях вермахта и как свидетельствует отдельные источники, он предложил поиграть с врагом в радиоигру, целью которой было заставить немецкое командование поверить в то, что у нас в тылу активно действует немецкий отряд. Но для более успешной деятельности необходимо оружие, боеприпасы, продовольствие, лекарства. Таким образом вынудить вермахт поддержать верных ему солдат, а на деле истощить гитлеровскую Германию и приблизить ее полный разгром. Операция получила название «Березино».

Началась она 18 августа 1944 года с сообщения действующего в Москве двойного агента Александра Демьянова (в НКВД он был «Гейне», в абвере — «Макс») в Берлин о скрывающейся большой немецкой группировке, насчитывающей более двух тысяч человек. Место расположения воинского подразделения — район реки Березина. Командует им подполковник Шерхорн. Солдаты измотаны в боях, физически ослаблены, остро нуждаются в продуктах питания и боеприпасах. Однако, несмотря на многочисленные трудности, полны решимости продолжать борьбу.

Александр Петрович Демьянов (справа)
Александр Петрович Демьянов (справа)

В реальности это был миф — такое воинское подразделение не существовало. Настоящим был только Генрих Шерхорн. Он стал советским агентом после того, как под Минском попал в плен, а затем в разработку к Павлу Судоплатову, которому удалось убедить немецкого офицера перейти на сторону Красной армии. Шерхорн работал под псевдонимом «Шубин».

В «соединение» Шерхорна вошли ранее завербованные НКВД военнопленные и немецкие антифашисты. Для дислокации подобрали одну из бывших партизанских баз, подступы к которой от незваных гостей охраняли патрули, несколько пулеметных расчетов и пара зениток. Всего личный состав насчитывал не более 20 человек.

Генрих Герхардт Шерхорн
Генрих Герхардт Шерхорн

Руководил комплексом мероприятий спецоперации заместитель начальника диверсионно-разведывательного управления НКГБ СССР полковник Наум Эйтингон.

После непродолжительной проверки по своим каналам полученной радиограммы, командование абвера поверило в нее, и вскоре «Макс» получает приказ связаться с Шерхорном и уточнить координаты для отправки самолета с грузом. Приказ «был выполнен», и 16 сентября первый десант отправился на помощь «своим».

Парашютистов «радушно» встретили и тут же арестовали. Двое радистов согласились сотрудничать и подключились к радиоигре.

Посылки стали регулярно доставляться «нуждающимся солдатам фюрера». Ночью, 27 октября, с новым десантом было доставлено письмо, адресованное лично Шерхорну. Генерал-полковник Рейнгард писал:

«...Я с гордостью слежу за Вашим сопротивлением и всегда окажу Вам помощь. Пусть Вашим паролем будут слова «Германия превыше всего!»
Хайль Гитлер!
Ваш Рейнгард».

За особые заслуги командование вермахта наградило Шерхорна Рыцарским крестом 1- й степени и присвоило звание полковника.

Первого мая ему передали радиошифровку о гибели Гитлера, спустя четыре дня еще одну:

«Превосходство сил противника одолело Германию. Готовое к отправке снабжение воздушным флотом доставлено быть не может. С тяжелым сердцем мы вынуждены прекратить оказание вам помощи. На основании создавшегося положения мы не можем также больше поддерживать с вами радиосвязь. Что бы ни принесло нам будущее, наши мысли всегда будут с вами, которым в такой тяжелый момент приходится разочаровываться в своих надеждах».

На этом спецоперация «Березино» заканчивалась.

Наум Исаакович Эйтингон (слева) и Павел Анатольевич Судоплатов
Наум Исаакович Эйтингон (слева) и Павел Анатольевич Судоплатов
За 8 месяцев ее проведения Германия совершила «39 самолетовылетов, направила в советский тыл 22 разведчика, 13 радиостанций, 255 мест груза с вооружением, боеприпасами, обмундированием, медикаментами, продовольствием и один миллион семьсот семьдесят семь тысяч рублей советских денег» (из докладной записки по делу «Березино», от 8 марта 1947 года).

Генрих Шерхорн до начала 1950-х находился в СССР, затем был репатриирован. Умер в1972 г. в Кельне.

Александра Петровича Демьянова наградили орденом Красной Звезды. До последних дней жил и работал в Москве. Ушел из жизни в 1978 году.

Павел Анатольевич Судоплатов и Наум Исаакович Эйтингон стали кавалерами ордена Суворова. Они единственные среди сотрудников госбезопасности Советского Союза, удостоенные этой награды. Ее вручали командирам Красной армии за блестящие успехи в руководстве войсками во время Великой Ответственной войны.

О герое-разведчике Петре Мацюке, награжденном орденом Александра Невского, читайте здесь.

Не забудьте подписаться, оставить комментарий и поставить лайк. Благодарю всех за активную позицию.