Найти тему
Учитель гармонии

"А разве это обязательно для музыканта - чисто петь?"

Поющий. Мне - как маме и как педагогу - откровенно повезло...
Поющий. Мне - как маме и как педагогу - откровенно повезло...

Пост не про хор, не про вокал - даже, строго говоря, и не про сольфеджио (хотя в большей степени).

У детей, привыкших всё пропевать, активно интонировать голосом, - особое видение мира.

Пение - это потребность, это такое общение. Это, если хотите, терапия, позволяющая сохранять тонус. Петь - как дышать. Тут не прикажешь. Возможно, это просто есть внутри, изначально.

Ещё со школьных лет, я была категорически убеждена: петь гораздо проще, чем играть на чём бы то ни было. Мне вообще казалось, что учиться интонации - излишне. Ну написаны ноты, так ты на них смотришь и поёшь. Слышишь извне - повторяешь, сольфеджируешь. В какой попросят тональности, в такой и пожалуйста. В общем, пение - это некий встроенный механизм, эдакая обязательная программа, база для инструментальной учёбы.

Мне сравнялось лет девять-десять, когда я сформулировала для себя подобное. Я и по сей день, в глубине души, рассуждаю ровно так. Хотя, казалось бы, случаев разувериться, пересмотреть свои взгляды... было с тех пор предостаточно.

-2

Итак, главный парадокс отечественного музыкального образования, с точки зрения педагога-теоретика, практика-сольфеджиста СПО.

В музыкальные школы, как известно, "фильтруют" поющих детей. Я несколько упрощаю, но в крупном плане - так.

Далее, лучшие из лучших выпускников ДМШ/ДШИ штурмуют училища, преодолевая немалый конкурс. Разумеется, на первый план выходит фактор специальности, инструментализма - и тем не менее, сольфеджио (интонация, слух, реакция) снова в цене.

В результате, на уровне СПО встречаем, увы, огромное множество непоющих студентов (пианистов, струнников, духовиков). Ну, то есть, слегка поющих, но из под палки и с невероятным напряжением. Спектр проблем широк. Следствие - комплексы на почве сольфеджио, пассивность внутреннего слуха и сугубо умозрительный подход к решению задач по гармонии, к сочинению, стойкая боязнь импровизации.

Друзья, коллеги, подскажите! Где именно "сбой программы"?

Или "врождённая" интонация - действительно редкий дар?

В любом случае, мы, преподаватели училищ, ТЯНЕМ ВСЕХ.

P.S. Оркестр как альтернатива хору в средних и старших классах музшкол, для струнников/духовиков/народников - правильно ли это? Не обедняем ли мы наших детей, в том числе - настроенных идти в профессию?

"Сольфеджио" без акцентов на пении, в тех же школах - извините, точно не правильно. И очень печально.