Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 6,1
- IMDb - 6,4
Жанр: фэнтези, триллер, ужасы, боевик
Экранизация романа Сергея Лукьяненко пришла в пору, когда российское кино ещё не загадили, а фэнтези было редкостным явлением. Константин Хабенский взял на себя бремя нового героя начала 21 века. К фильму остаётся много вопросов, есть очевидные ляпы и слишком закрученный сюжет, но когда начинаешь следить за всей вселенной, раскидывать персонажей на «хороших» и «плохих», то вырисовывается гладко. Посмотрев картину более взрослым, начал замечать многие детали, которые раньше не вызывали интерес в силу возраста.
По сюжету можно подставить саундтрек группы «Уматурман», где в трёх куплетах изложена вся мысль. А что для кино? У Лукьяненко всегда есть то параллельные миры, то сливание с обществом в современных условиях. Картина берёт начало с битвы сторон Света и Тьмы. Представлено в виде исторического эпоса — и это очень круто. Пока рассказчик вводит зрителя в курс дела, планы сменяются на современный мир. Ночной дозор — служит весами для Добра и Зла, если какой-то конфликт зарождается, парни из отряда Джона Сноу должны найти компромисс.
На деле же перед нами главный герой Антон, попавший под колдовство ведьмы. После простого действа зритель становится свидетелем, как урегулирует конфликты сила равновесия. С каждым новым эпизодом персонажей всё больше и больше. Становится с одной стороны интересно, с другой — чувствуется «солянка». Ладно, вампиры против вампиров, маги, проклятия — всё смешивается вокруг Антона, чему он удивлён. Портит реакцию подача развития героя, к Хабенскому претензий нет, а вот персонаж — глупость, граничащая с отвагой. И на какую из этих чаш весов упадёт большая горсть песка, от таковой будет зависеть итог.
Конфликт не завязывается на ровном месте, так как вводят пророчество (опять!) про избранного («Ты волшебник, Гарри!»), про иного, который должен положить конец войне добра со злом. К этому избранному и ведут все нити сюжета. Каждая сторона хочет получить его на свою сторону. А связь мальчика с главным героем — ход довольно опасный, но он оказывает нужный результат (пока ты не посмотрел сиквел - «Дневной дозор»).
Многие эпизоды были показаны для галочки. Экшен местами выстреливал на ура, а иной раз его очень не хватало. Борьба героя с самим собой и с окружающей его нечистью также выстроены отлично, но то ли мало было введения, то ли бюджет Тимур Бекмамбетов зажал, но не смотрелось это как блокбастер, а простая копирка, постановка.
К счастью, такая реакция оказалась кратковременной, чтобы только указать на возможности героев. Иной — персонаж совершенно лишённый своего слова, он не принимает решений, он не смыслит в происходящем и он не старается разобраться: где добро, а где зло. Дмитрий Мартынов в этом образе мне не понравился. Картина насыщена многообразием фэнтезийных приписок, но не все реализуются. Хотя, это довольно классное кино для отечественного кинематографа. Основной мотив в окончании войны Добра со Злом — это не доделано, то есть, нет логичной и интересной ликвидации конфликта, поэтому историю с избранным мальчиком смогли подать хорошо.
Финал «Ночного дозора» ошеломляет. Ты весь фильм скручивал нити сюжета в один клубок, а на последней петле оказывается, что появился другой. Признаем, что вампиры в фильме — гуманные существа. Зритель привык к голливудской подаче («Дракула», «Ван Хельсинг», «От заката до рассвета» и т.д.), а тут у нас Московские кровопийцы, срытые от глаз.
Несмотря на минусы, явные переизбытки событий и долгую развязку, фильм вышел отличным. С хорошим кастом: помимо Кости у нас Владимир Меньшов, Валерий Золотухин, Гоша Куценко, Алексей Чадов и Жанна Фриске. Минус во всей «Дозорной» саге — её не досняли. Была третья книга «Сумеречный дозор», и экранизацию объявляли, но не получилось, вскоре и актёров некоторых не стало, а те, что остались, уже постарели.