О доброй, семейной, предновогодней истории с глубоким смыслом я слышала с ноября прошлого года из всех утюгов и даже хотела пойти в кино. Премьеру планировали вроде с середины декабря, как раз к праздникам. Для настроения. Какое счастье, что я таки не попала на этот шедевр на большом экране.
По слухам, режиссеры «Оливье» вдохновлялись фильмами советских классиков – Эльдара Рязанова и Георгия Данелия. Чем-то очень символичным, наподобие «Чародеев» или «Иронии судьбы». Но у меня почему-то стойкое ощущение, что либо мы смотрели разные фильмы, либо речь о метрах-однофамильцах. Создатели хотели снять историю, понятную всем поколениям, чтобы каждый зритель увидел на экране близкого ему героя, прочувствовал его проблемы, его боль.
И действительно, перед нами – семья из нескольких поколений, от деда до внука. Казалось бы, что еще нужно? Ешь свой салат и радуйся.
Устраивайтесь поудобнее, сейчас объясню, чем же меня так неприятно удивил фильм с самым новогодним названием.
🎬 Оливье (2022)
- Так вот, друзья, для меня из плюсов здесь – сама идея. На этом всё, увы. Если честно, досмотрела только ради того, чтобы рассказать вам о фильме.
Итак, известный сатирик, артист эстрады, народный артист СССР, лауреат всяких там госпремий (не буду перевирать, каких именно, ибо это не важно, но суть вы поняли) – Михаил Верин (Сергей Шакуров), постоянно проживает в Минске, а в Москву приезжает под Новый год. В столице у него шикарная квартира, которая весь год пустует, и стоимость которой, по оценкам риелторов близится к 140 миллионам.
Михаил как обычно в канун праздника собирает за большим столом всю семью и готовит свой фирменный салат оливье. Уникальный, очень вкусный, самый лучший и прочее. Салат, который по идее должен всех объединять. Традиция, которую хочется передавать из поколения в поколение.
Что по семье: жена артиста умерла, но в Москве у него трое детей. Старший сын Виктор (Станислав Дужников), его супруга Карина (Ирина Пегова) и их сын, то есть внук Верина, 17-летний Дима (Егор Сазыкин) с девушкой Алиной, средняя дочь Александра (Марина Петренко) и младший сын Игорь (Антон Денисенко) с «гражданской» женой Лизой (Елена Полянская).
Все, что занимает умы детей – кому же достанется роскошная жилплощадь после того, как отец умрет.
Верин это прекрасно понимает, и как истинный артист, разыгрывает небольшое представление перед родственниками, представляя в качестве невесты некую молодую особу афроамериканского происхождения Любу (Тереза Диуро), родившуюся, правда, не в Конго, как все думают, а в подмосковном Бибирево.
Естественно, уютные семейные посиделки превращаются в грандиозный скандал, ведь всем очевидно, что на одного претендента на наследство становится больше.
В стандартный ежегодный сценарий Михаил привносит новый ингредиент – Любу. Новый компонент «оливье» приводит и внук Дима, ведь его девушка Алина – впервые знакомится в семейством и сразу же попадает в эпицентр разборок.
Тут стоит сказать, что каждому из присутствующих уделено внимание, каждому режиссеры дали слово. Мы узнаем о Викторе-подкаблучнике, пластических операциях решительной и активной Карины, их «супружеском долге» несколько раз в год, увлечениях блогерством и ЗОЖ младшего Игоря, тотальном одиночестве красивой и умной Саши, приземленных и немодных мечтах Лизы, и даже то, что обо всем происходящем думает новый человек в этом цирке – Алина.
Все переругаются. А потом как поймут, что не правы, как давай друг друга любить и уважать. Здорово, великолепно. Браво, бис.
Думаю, суть ясна. И, повторюсь, сама идея мне действительно импонирует. Что-то хорошее и доброе, трогательное и пробивающее на слезу. Должно было получиться. Но не получилось.
Жирные минусы:
- Ужасная, просто отвратительная игра актеров
Фильм камерный, 90% экранного времени – все сидят за столом. В таком жанре еще больше отдачи требуется, разве нет? Я не знаю, зачем в этом абсурде принял участие Сергей Каюмович Шакуров. Роль, которая не красит его вообще. Пегова, Дужников – туда же. Вроде бы известные актеры, но словно театр юного зрителя какой-то. Я молчу про остальных, малоизвестных. Как картонные. Карикатура на людей. Все уставшие, невыразительные. Одно разочарование. Может, я чего не поняла и это такая задумка – фарс? Но при чем тут актерство? Одним словом, кошмар и хочется развидеть.
- Те самые монологи каждого героя, о которых я говорила, и которые, по идее, могли стать изюминкой фильма
Честно, у меня даже глаз начал дергаться, насколько плохо это было. У всех без исключения. Режиссеры решили, видимо, поразить молодежь и монологи представили в виде стендапов а-ля «Камеди клаб». Думаю, все понимают, о чем речь. И это фиаско. Грубо, не смешно, скучно, затянуто и самое главное – не естественно и не искрометно. Чувство, что актерам дали текст, они пытаются репетировать, но у них не получается. Все-таки стендап – это отдельный жанр, ему нужно учиться, или иметь талант, наверное. Одним словом, это самые провальные сцены фильма, которые просто хотелось перемотать. Зато модно. Наверное, на то и расчет.
- Юмор
У меня отличное чувство юмора. Но, извините, шутки здесь плоские и многим вообще будут не понятны, несмотря на то, что фильм рассчитан на несколько поколений. Да, были смешные моменты, но в общей массе ерунды просто затерялись, как иголка в стоге сена.
Подытоживая, скажу вот что: трогательный фильм о взаимоотношениях в семье не получился. От Нового года здесь тоже разве что только самый зимний салат. А ведь так хорошо всё начиналось. Даже удивительно, как можно испортить «Оливье». Простой же салат. Пусть и у каждого своя изюминка в рецепте.