Найти в Дзене
Urist_Playlist

ВЫ ПОВРЕДИЛИ ТОВАР В МАГАЗИНЕ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

Покупатель обязан оплатить за поврежденный в магазине товар – если он действовал с целью причинения вреда и/или понимал, что его действия приведут к возникновению ущерба магазина.

По-сути, суд, при взыскании с Покупателя причиненного ущерба должен дать оценку действиям Покупателя, как умышленным.

В частности, поступок Покупателя признается умышленным или «нечаянным», если он повредил товар в результате:

· потери равновесия на мокром и/или грязном полу в магазине;

· движения кассовой ленты;

· «столкновения» с препятствием, сооруженным работниками магазина (товаром, выгружаемом из коробок, тележек, расставленных в торговом зале, иными искусственными препятствиями, преграждающими свободный путь между стеллажами);

· его не удержания, протискиваясь в проходах между стеллажами, без удобства выбора, с шириной поперечных проходов менее 1,4 м (например, уронив товар с полки или задев его);

· неустойчивости стеллажей.

ГОСТ Р 51773-2009 закрепляет, что ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна обеспечивать безопасность пребывания покупателей на предприятии торговли.

В гражданском законодательстве существует правовая норма, согласно которой, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю; до этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце.

А обязанность по передаче товара возникает с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Таким образом, если вы не оплатили товар, Вы не являетесь покупателем, то есть, лицом, на которого возлагается обязанность по причинению вреда, однако, вы являетесь причинителем вреда и отвечаете по статье 1064 Гражданского кодекса РФ, в силу которой, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если же администрация магазина будет требовать от Покупателя незамедлительной оплаты за поврежденный товар, который был испорчен не по вине Покупателя, то следует предпринять следующие действия:

- потребовать жалобную книгу и оставить в ней запись о случившемся, с требованием о составлении Акта о порче товара (если устные требования Покупателя о составлении такого Акта не подлежат удовлетворению);

- в составленном Акте о порче товара указать сведения и обстоятельства, при которых произошло случившееся событие (к примеру, что повреждение товара произошло в результате создания препятствий, заключающихся в размещении поддонов для товаров);

- заручитесь поддержкой двух или более свидетелей случившегося, взяв телефоны для связи и их ФИО (это могут быть Ваши родственники и/или друзья и/или иные Покупатели в магазине);

- используйте диктофон и/или воспользуйтесь видеосъемкой на телефон.

Также, сообщите администрации магазина, что Вы не намерены оплачивать стоимость товара, и предложить обратиться в суд.

В случае, если охранник магазина грозится не выпустить Вас до тех пор, пока Вы не оплатите стоимость поврежденного товара, то напомните ему об ответственности по статье 203 Уголовного кодекса РФ за превышение полномочий работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении им своих должностных обязанностей, которая наступает в случае совершения указанным лицом умышленных действий, выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов.

При этом, как закрепляется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 года «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 УК РФ), под существенным нарушением прав «понимается нарушение частным детективом или частным охранником прав физических и юридических лиц, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений)».

Таким образом, после оформления Акта о порче товара и заполнения жалобной книги, можете вежливо сообщить охраннику, что только после того, как Ваша вина будет доказана судом, ущерб будет возмещен.

Однако, Покупатель будет обязан оплатить за поврежденный товар в случае, если товар был поврежден в результате:

• взятия его в руки и по неосторожности своими действиями упущения и разбития/повреждения;

• беготни, танцев между стеллажами, нахождения в состоянии алкогольного опьянения, агрессивных действий, инициирования драки и т.п.;

• намеренного повреждения товар;

· неосторожного обращения с корзиной или тележкой с товаром (например, если человек идет по залу, размахивая корзиной взад и вперед с приличной амплитудой либо «катается» на тележке таким образом, что сталкивается со стеллажами, иными товарами).

Таким образом, если Покупатель отклонился от общепринятых правил и норм поведения, то повреждение товара, ставшее следствием такого отклонения, может быть расценено умышленным.

Кстати, ущерб, причиненный ребенком, в возрасте до 14 лет, возмещают его родители если не докажут, что в нанесении ущерба нет их вины.

Важно придерживаться принципов общечеловеческой морали и справедливости при разрешении каждого конкретного случая.

Кроме того, в соответствии со статьей 7.17 КоАП РФ, если вина Покупателя будет доказана в судебном порядке, то его может ожидать не только возмещение убытков, но и выплата штрафа, в размере от 300-500 рублей.