Чем больше становится компания, тем больше сотрудников необходимо нанимать, и тем сложнее ими управлять. Среди них есть как хорошие и ответственные работники, так и откровенные бездари, которые постоянно косячат и создают проблемы как для коллектива, так и для компании в целом. Срываются сроки сдачи проектов, компания получает недовольных клиентов и плохие отзывы, другие сотрудники недополучают бонусы и премии из-за этих плохих работников и т.д. Иногда среди них даже встречаются токсичные сотрудники, которые «отравляют» все вокруг себя.
Нередко, когда исчерпаны иные способы мотивации, можно наблюдать, как вышестоящие руководители (или собственники бизнеса) пытаются воздействовать на этих плохих сотрудников призывая их к совести и заставляя их нормально работать. Но, как показывает практика, часто эти попытки тщетны, т.к. выбирается неправильная тактика взаимодействия с ними.
Руководители всех мастей вызывают к себе таких провинившихся сотрудников и долго с ними разговаривают. Не только отчитывают за плохо проделанную работу, но и пытаются как-то замотивировать этих «товарищей» всякими «плюшками». Выясняют у них, что их не устраивает, как им создать комфортные условия для работы, чтобы те не саботировали процесс и т.д. Иными словами, всячески прогибаются под сотрудников. В этом и есть ключевая ошибка!
Взрослых нет, есть постаревшие дети
Прежде чем продолжить, нужно немного разобраться в психологии. Возможно, вы уже слышали такое выражение – «Взрослых нет, есть постаревшие дети». В этом и кроется суть разгадки. Внутри каждого из нас (не важно сколько нам лет), сидит маленький ребенок, который топает ножкой и кричит – «хочу, хочу, хочу!». Просто в силу того, что мы с учетом опыта за плечами понимаем, что общество подобных выходок взрослого бородатого дяди не одобрит, и желаемого не добиться криками и топаньем ножкой. Наше подсознание начинает искать более изощренные способы, как получить желаемое максимально коротким путем!
Мы получаем то, что продолжительно награждаем
Есть такое негласное правило в мотивации – «Мы получаем то, что продолжительно награждаем». Награждать можно как материальными ценностями, так и нематериальными. И внимание со стороны вышестоящего руководства – это тоже награда. И не важно, положительная она или отрицательная.
Для наглядности приведу пример на детях. Представьте, что ваш ребенок хочет, чтобы вы купили ему дорогую игрушку и начинает закатывать скандал в магазине. Вы чтобы не позориться перед всеми, покупаете ему эту игрушку, со словами, если не будешь меня слушаться и будешь так себя вести, больше я тебе ничего не куплю… Но спустя время, ребенок видит новую игрушку в садике и хочет себе такую же домой. Он опять закатывает скандал, и снова родители, чтобы не позориться на людях, идут на поводу и покупает новую игрушку. Все, алгоритм ребенком пойман! Чтобы получить желаемое, нужно быть нытиком и позорить родителей на людях. Закон мотивации в действии. Вы наградили несколько раз ребенка за его манипуляцию вами – получили эту самую манипуляцию в будущем, когда ему это выгодно!
С возрастом ничего принципиально не меняется. Если большой бородатый дядя знает, что для того, чтобы его повысили или дали какие-то привилегии и блага, ему нужно «поныть», то он найдет как это преподнести на блюдечке с золотой каёмочкой. Чем больше руководитель будет прогибаться под плохих сотрудников, тем более худшего сотрудника он получит в итоге!
Демотивация хороших сотрудников
Уделяя свое внимание и подстраиваясь под плохих сотрудников, вы уделяете меньше времени хорошим. И их это часто демотивирует. Они видят на примере своего плохого коллеги, что для того, чтобы начальник перед тобой прогибался, нужно быть плохим. Тогда, возможно, под этим соусом можно будет выбить себе более выгодные условия, да еще при этом и работать в пол силы. И своим бездействие по отношению к ним, вы поощряете подобное поведение. В итоге, вы сами своими действиями сделаете так, что и другие сотрудники станут «портиться»!
Даже если вы не прогибаетесь, вызываете «на ковер», отчитываете и штрафуете плохих работников, вы все равно их награждаете своим вниманием. Среди них найдется не мало людей с «синдромом жертвы», которые любят пострадать и поискать сочувствия у окружающих. Мол смотрите как начальник со мной не справедлив, пожалейте меня! И как бы не было парадоксально, он таких найдет в коллективе, в чьих глазах вы будете тираном и деспотом, а плохой работник будет птахой божьей. Это также будет демотивировать и разлагать ваш коллектив.
Игнор – это последнее действующее лекарство!
Под игнором тут подразумевается не то, что вы тотально не замечаете плохого сотрудника (это в принципе не возможно в совместной работе), а то, что вы не наделяете лишний раз его своим вниманием. Концентрируетесь на тех, кто работает хорошо!
– Доктор, у меня проблема: меня все игнорируют!
– Следующий!
Вместо того, чтобы приглашать «на ковер» плохого, вы спрашиваете мнения отличившихся, что они думают по тому или иному вопросу. За успехи награждаете их материально и нематериально. Приглашаете их в кабинет на чашечку кофе для обсуждения стратегии развития компании, для похвалы и пр.
Психология так устроена, что людям важно чувствовать себя нужными и реализованными. И своим вниманием, вы даете хорошим сотрудникам почву для своей реализации и ощущения значимости для компании как профессионала.
А плохой сотрудник будет чувствовать себя лишним звеном, которого не поддерживает ни руководство, ни коллеги. Вспомните школьные времена, самое страшное наказание было тем, что с тобой переставали дружить. Тебя просто игнорили. Ты готов был идти извиняться, получить тумаков за сделанную подлость, но только чтобы тебя перестали игнорить. И тут абсолютно также как и в детстве. Тот внутренний ребенок, который сидит внутри нас, очень сложно переживет игнор… Он интуитивно начет стремиться к тому, чтобы его тоже заметили и похвалили. Люди, в большинстве своем, существа социальные!
Почему пенсионеры быстро доживают свой век?! Потому, что перестают чувствовать себя нужными. Если раньше он был авторитетом, его мнения спрашивали коллеги. Был авиаконструктором, наладчиком, слесарем высшей категории и т.д. То сегодня он стал просто обычным пенсионером… Некоторых это гложет до такой степени, что они начинают приходить на старую работу, узнавать, как там дела или через какой-то время устраиваются хотя бы на подработку, чтобы не чувствовать себя ненужным.
Мотивировать плохих работников будет также зависть. Они будут видеть, как вы поощряете других коллег, интересуетесь их мнением, выписываете премии и пр. Им будет очень обидно, что в «песочнице» с ними никто не играет! Им будет сложнее находить сочувствия вреди других сотрудников и т.д. Все это может пробудить в них желание выделиться, но выделиться уже за счет хорошей работы! Чтобы и их заметили, похвалили, наградили…
Конечно, эта тактика не поможет в 100% случаев. Все люди разные и по-разному будут реагировать на игнор. Просто не давайте плохо работающим сотрудникам своего внимания лишний раз. Дали обратную связь, что он не справился с работой, нагрузили еще работой, и сконцентрировались на тех, кто достоин внимания и поощрения с вашей стороны. Ну и потихонечку избавляйтесь от плохих работников, находя лучшую замену, если они не начинают шевелиться и исправляться.