Драгоценные камни несут эмоциональное значение для большинства людей, а украшения-талисманы до сих пор пользуются спросом. Часто драгоценности передаются из поколения в поколение, обрастают сакральными для семьи смыслами и становятся особенно ценными. Но что делать, если такое важное украшение, доставшееся от прабабушки, сегодня смотрится неактуально? Менять или сохранять?
В этой статье я хочу заглянуть в историю и посмотреть, как драгоценные камни стали частью личной жизни человека и насколько этично подвергать украшения ремоделингу.
Божественное происхождение камней
В древности люди верили, что яркие камни, которые они находили в горах и речных руслах, обладали божественными свойствами и были созданы таинственными подземными силами.
Бесчисленные легенды разных культур поддерживают идею о сверхчеловеческом происхождении драгоценностей. Считается, что аметист родился из слез греческого бога Диониса, а оникс — из ногтей Венеры. Аборигены же южной Австралии верили, что сошедший на Землю Бог создал опалы из радуги.
Неудивительно, что на протяжении всей истории люди охотно использовали драгоценные камни в качестве талисманов. Так, лунные камни применяли для общения с богами, рубины — для помощи в военных конфликтах, нефрит — для привлечения удачи, изумруды — для защиты путешественников, а алмазы — для обретения любви и здоровья. Жемчуг и вовсе долгие годы считался символом власти королей, императоров и махараджей.
Дипломаты, торговцы и, конечно же, маркетологи использовали и продолжают использовать силу драгоценностей в своих целях. Например, римский философ Плиний Старший описал, как Клеопатра растворила бесценную жемчужину в уксусе, чтобы произвести впечатление на Марка Антония. А в наше время знаменитый слоган De Beers «Бриллиант — это навсегда» (A diamond is forever) породил представление о том, что все обручальные кольца обязательно должны быть с бриллиантами.
Новая этика и редизайн украшений
Сегодня многие продолжают относиться к украшениям, как к чему-то важному и очень ценному. Я и сама среди этих людей, но я также придерживаюсь идеи, что яркие эмоции и эстетическое наслаждение от драгоценностей — это их основная функция. Поэтому меня угнетает мысль о массе золотых серег и колец с прекрасными драгоценными камнями, которые залеживаются в шкатулках из-за старомодного или разонравившегося дизайна.
Я уже рассказывала, как можно поступить в таком случае, но в этой статье хочу еще раз сделать акцент на ремоделинге. Нет ничего зазорного в том, чтобы немного модернизировать украшение под себя или создать что-то абсолютно новое из неиспользуемых драгоценностей. Сейчас никто вас за это не осудит, а скорее даже посчитают разумным и современным приверженцем осознанного потребления.
Ювелир Эстер Эйр, которая работает с Гвинет Пэлтроу и Тильдой Суинтон, рассказывает:
Когда меня впервые попросили перемоделировать украшения, я была в ужасе. Во мне присутствовало глубокое убеждение, что драгоценности нужно хранить такими, какие они есть. Но в глазах дам с Ближнего Востока всё иначе: они владеют массой украшений и регулярно переделывают их по моде. Сейчас огромная часть моей работы заключается в том, чтобы сделать драгоценности такими, какими клиент действительно захочет их носить.
Ремоделинг существовал всегда
Украшения перерабатываются со времен Римской империи, и это одна из причин, почему до нас дошли в основном драгоценности из королевских или музейных коллекций. Личные украшения, по всей видимости, не казались настолько важными, чтобы не попробовать их как-то модернизировать.
Волной редизайна отметилась и эпоха, последовавшая за казнью Карла I. Тогда Оливер Кромвель распорядился, чтобы часть королевских драгоценностей уничтожили, а часть золота переплавили в монеты со штампом Commonwealth of England.
Пожалуй, самым известным и противоречивым примером «переделки» драгоценного камня можно считать Кохинур — один из крупнейших бриллиантов в мире. Он был передан королеве Виктории в 1849 году и экспонирован на Большой выставке 1851 года. По настоянию принца Альберта в 1852 году камень переогранили так, чтобы он отдавал больше сияния и соответствовал вкусам того времени. При этом бриллиант избавился от заметного желтого оттенка, а также от 82 каратов веса.
И как бы там ни было, в мире, где так ценится экологичность, перерабатывать ювелирные украшения — это новая норма. Единственное, российское законодательство делает ее менее доступной: сейчас изготавливать украшения можно только из официально приобретенных камней и металлов, внесенных в специальную базу.
Я, например, не смогу взять в работу ваши украшения и сделать из них что-то новое. Поэтому я очень рекомендую заранее оценивать, насколько украшение практично и сможете ли вы вписать его в ювелирный гардероб. Это поможет избежать части импульсивных покупок и не складывать в шкатулку всё новые и новые драгоценности, которые не хочется носить.
Вместо этого лучше присмотритесь к трансформерам, которые сочетают в себе классику и торжественность. Идеальные примеры — пусеты TRANSFORMS со съемным бриллиантовым обрамлением и серьги TULIP, которые из длинных нитей легко превращаются в лаконичные кольца.
Поделитесь в комментариях, как вы относитесь к редизайну украшений? Поддерживаете эту идею или, наоборот, не одобряете?