Найти тему

Ловушка для Поставщика

Безвыходных ситуаций не бывает.

Приветствую всех, кого интересует тема участия в тендерах!

В своём блоге я публикую истории из моей практики в надежде, что взгляд со стороны поможет вам избежать ошибок в вашей работе или найти решение в подобной ситуации.

Сегодня я вам хочу рассказать историю об успешном заключении договора на поставку оборудования, но то, как это было сделано заслуживает особого внимания. Одна из компаний, каких много, выиграла запрос котировок на поставку оборудования по 223 - ФЗ на сумму 21 млн. руб. По условиям закупки обеспечение договора составляет 50% от цены договора. Победитель планировал предоставить обеспечение договора Заказчику в виде независимой гарантии. Опираясь на информацию в личном кабинете участника закупок на торговой площадке, что у компании есть пред одобренный лимит на получение гарантии от известного банка на сумму значительно превышающую даже стоимость договора, участник даже не сомневался, что тут могут возникнуть проблемы.
Заказчик, как назло, долго не публиковал проект договора для подписания Победителем. С даты публикации протокола на заключение сделки по регламенту отводилось 20 дней. И за два дня до срока окончания заключения договора Заказчик опубликовал проект в 18.00. Конечно мы не знаем какие обстоятельства были у Заказчика так затянуть сроки. На подписание договора Поставщику отводился срок 1 сутки.

И вот тут началось самое интересное... Компания, победившая в закупке, после публикации итогового протокола начала процедуру оформления независимой гарантии, согласовала с Заказчиком макет и планировала в день публикации проекта договора оплатить комиссию банка и получить гарантийный документ. Но банк в выпуске независимой гарантии отказал без объяснения причин. Достаточной суммы обеспечения денежными средствами, а это на минуточку, более 10 млн. руб. у Победителя в день заключения договора не было. И вот тут начались танцы с бубнами: срочное отправление запросов в разные банки, обращения в кредитные организации и к брокерам. И конечно же участник уже собирался звонить Заказчику и сообщить о проблеме. Но до звонка, по счастливому случаю, проект договора на площадке был отозван Заказчиком, для устранения каких-то там ошибок. Появилась надежда, что Поставщик успеет получить необходимое обеспечение договора. Все запросы на получение независимой гарантии отправленные через онлайн-сервисы зависли, получить ее в течение 1 суток просто оказалось нереально. После общения с сотрудниками банков и брокерами выяснилось, что согласование на выпуск независимой гарантии на суммы свыше 10 млн. руб. проходит в течение 2-3 дней и можно не рассчитывать на быстрое решение. Надежда на успешное заключение договора таяла на глазах. Победитель звонил в банк, который отказал ему в получении независимой гарантии, чтобы узнать причину отказа, на что каждый новый сотрудник этого банка сообщал, что не предоставляют такой информации. Более того, Победитель закупки был клиентом данного банка, то есть у него был открыт расчетный счёт в нём. Было принято решение взять все документы организации, согласованный с Заказчиком макет независимой гарантии, по форме банка, и ехать в офис по работе с юридическими лицами.
И что вы думаете? Банк, который отказал в выпуске независимой гарантии в электронном сервисе, согласовал выпуск в офисе, но так как время близилось к завершению рабочего дня, нужный нам гарантийный документ можно было получить только на следующий день. Казалось бы... маленькая победа, но не тут то было, приключения продолжаются... Возвращение в офис принесло новую неприятную весть: Заказчик опубликовал исправленный проект договора и дата подписания его Поставщиком не изменилась... Да - да, именно сегодня Победитель закупки должен предоставить обеспечение и заключить договор со своей стороны.

Повисло молчание... Казалось, что на минуту остановилось время. На руководителя организации страшно было смотреть, один день кипения в котле закончился вот так... Неужели компания попадёт в реестр недобросовестных поставщиков только потому, что вот в этот день нет нужной суммы денег на счету, потому что всё пошло не по плану...
Обеспечение договора почти в кармане в виде независимой банковской гарантии, а завтра вероятно и денежных средств на счету будет достаточно. Обидно и досадно...

Директор дозвонился до представителя Заказчика и спросил, нет ли возможности перенести срок подписания договора Поставщиком на 1 день. Получен был категорический отказ.

Я предложила изучить новый проект договора, возможно Заказчик поправил не все ошибки и там найдётся то, что поможет нам выиграть время. Пока я изучала договор, буквально каждую букву, директор устроил мозговой штурм и слушал любые предложения выхода из сложившейся ситуации.

Один из брокеров предложил вместо файла с гарантией загрузить "битый файл".
Был на связи и сотрудник какого-то банка. Тоже сказал, что так можно сделать, так прокатывало, только вместо платёжного поручения. А на следующий день, когда деньги в нужном количестве на счете будут оплатить... и всё, все довольны.

Еще был совет от юриста: опубликовать протокол разногласий на изменение банковских реквизитов.

У меня волосы дыбом от таких советов встали, а директор слушает и прислушивается.
Юрист был ближе всех к нужному решению, но банковские реквизиты не являются существенным условием договора, соответственно Заказчик обосновано откажется принимать условия протокола разногласий и уличит поставщика в недобросовестном оттягивании сроков подписания договора. В общем, если правим реквизиты, то это лотерея 50/50, а нам нужно было решение на 100%. Никогда раньше я настолько тщательно не изучала договор... И да, он был идеален! Но ошибка всё-таки нашлась, существенная ошибка! В теле договора, и в спецификации было указано не только наименование оборудования, его количество, но и наименование производителя, в котором и закралась спасительная ошибка. В середине названия две буквы поменяны местами. Опечатка, да! Но при этой опечатке выходит, что мы должны поставить оборудование неизвестного производителя, а не то, которое было указано в заявке на участие в закупке.

Заказчику был направлен протокол разногласий, который невозможно было отклонить, таким образом появился ещё один день на заключение договора.
Победитель на следующий день получил независимую банковскую гарантию и благополучно подписал договор.

Хотя, Заказчик, и на следующий день заставил всех немного понервничать... Представитель заказчика, прежде чем выложить новую редакцию договора позвонил и потребовал предоставить письмо от банка, который выдаёт гарантию, что он точно ее выдаёт... На что представитель банка запросил письмо от Заказчика, что он точно примет гарантию которую он выдаст...

<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/displeased-young-brunette-man-with-beard-wearing-trendy-hairstyle-and-formal-clothes-while-working-at-office-with-notebook-and-laptop-looking-with-pout-on-smartphone-in-his-raised-hand_12023834.htm#query=%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%20%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%83&position=4&from_view=search&track=ais">Изображение от nakaridore</a> на Freepik
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/displeased-young-brunette-man-with-beard-wearing-trendy-hairstyle-and-formal-clothes-while-working-at-office-with-notebook-and-laptop-looking-with-pout-on-smartphone-in-his-raised-hand_12023834.htm#query=%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%20%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%83&position=4&from_view=search&track=ais">Изображение от nakaridore</a> на Freepik

Нашла коса на камень, а между ними участник закупки...

Всё закончилось благополучно, представитель банка поговорил с представителем Заказчика по телефону Поставщика. Они выяснили между собой, что требования к Поставщику о предоставлении писем для них в конкретном случае не обосновано и разошлись заниматься каждый своим делом.

Никогда не сдавайтесь. У любой проблемы есть решение.