Найти тему
Душа на колесах

Проклятие "Грейт Истерн". В чем провинился самый большой корабль XIX века

Оглавление

Great Eastern – один из самых больших парусников в истории и, пожалуй, самый несчастливый из всех кораблей. Его строительство началось в далеком 1854 году и длилось более трех лет.

Этот амбициозный проект известного британского инженера Изамбарда Брюнеля нашел отклик у местных промышленников, остро нуждавшихся в большом и надежном пароходе для рейсов в удаленные английские колонии. Деньги нашлись, работа закипела.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

«Левиафан» семи морей

«Грейт Истерн» оснащался двумя паровыми машинами, винтом и огромным гребным колесом, а сверх того – шестью мачтами, где общая площадь парусов составляла около 5 000 кв.м. Да и сам пароход впечатлял размерами, недаром его проектное название было – «Левиафан».

Длина парохода составила 211 м, ширина – 25,5 м. Высота корабля превысила 17 м, а полное водоизмещение – 32,5 тыс.т. Интересно, что корабль мог взять на борт более 15 000 тонн угля, а значит – добраться из Англии в Австралию через Южную Африку без пополнения топливных запасов.

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Кроме угля «Грейт Истерн» мог перевозить до 4000 пассажиров. За рекордную вместимость и грузоподъемность его даже прозвали плавучим городом. Корабль стал последним и самым знаменитым детищем Брюнеля, в которое инженер, без преувеличения, вложил всю свою душу. А еще деньги и здоровье.

Первая странность

Проект казался нереальным, но через три года корабль все же увидел свет. Правда, во время строительства бесследно исчез один из рабочих, но на это почти не обратили внимания. Мало ли, что в жизни бывает.

И все же спустя почти 40 лет именно этот случай свяжут с многочисленными странностями, которые буквально преследовали «Грейт Истерн» на всем протяжении его мучительного существования.

фото wikimedia.org
фото wikimedia.org

Бунт «Левиафана»

Строительство корабля затянулось. Из-за несчастных случаев на строительстве погибло шесть человек, несколько получили серьезные травмы.

Затраты на строительство и выплату страховки оказались огромны. Деньги нужно было возвращать как можно быстрее, и желательно, не дожидаясь первого рейса. Для этого по случаю спуска на воду парового гиганта устроили торжественные мероприятия, куда пригласили огромное количество народа. Было продано около 100 000 билетов. Прибыла даже королева Виктория.

Строительство. фото wikimedia.org
Строительство. фото wikimedia.org
Огромная толпа бесновалась у причала в ожидании исторического события, которому так и не суждено было случиться. Огромный парусник пошел криво, и неравномерное натяжение цепей разбило одну из лебедок. Попытки затормозить ее бешеное вращение ни к чему не привели. Зато несколько рабочих, находившихся поблизости, получили тяжелые увечья и остались инвалидами. Двое погибли.

И это была лишь первая попытка спустить огромный пароход на воду. Сколько их было, трудно сказать, но «Грейт Истерн» упорно не желал сходить в Темзу, будто предвидя свою несчастливую судьбу. В итоге от работ отстранили и самого инженера Брюнеля, что чуть не свело беднягу с ума. Дело всей его жизни терпело крах.

Борт "Левиафана". фото wikimedia.org
Борт "Левиафана". фото wikimedia.org

Только ураган и сильнейший прилив смогли столкнуть железное чудище в воду. Строительство продолжилось и завершилось лишь спустя восемь месяцев. За это время владельцы влезли в огромные долги, и готовое судно пришлось продать торговой компании.

Проклятие Левиафана

Казалось, что все неприятности остались позади, и монстр наконец-то отправится покорять океаны, но не тут-то было. «Грейт Истерн» внезапно вновь напомнил о своей кровожадности. В сентябре 1859 на борту корабля неожиданно взорвался котел. Погибло пять человек.

И хотя причиной трагедии стала обычная халатность, о корабле поползли самые нехорошие слухи. Припомнили и трагический спуск, и гибель рабочих на строительстве. Не подумали только о сбежавшем со стройки клепальщике. А зря.

Этот случай добил Брюнеля. Не выдержав очередной неприятности, которая постигла его детище, инженер умер от разрыва сердца.

Интересно, что тайна парохода-гиганта все же открылась много лет спустя. А пока он только собирался отравиться в свое первое плавание.