Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Новый Конгресс США единодушен только в одном: главная угроза - Китай

Симбиоз Конгресса и исполнительной власти, стремящегося защитить США от китайских вызовов, сильнее, чем когда-либо. Следует ожидать, что новый Конгресс США примет больше законов, направленных на сдерживание Китая и защиту интересов Америки, которые воспринимаются как находящиеся под угрозой.

Драматическое проявление фракционной политики и личных амбиций, наблюдаемое среди республиканцев при выборе спикера Палаты представителей Кевина Маккарти (от штата Калифорния), омрачило начало 118-го созыва Конгресса. Это отражались реалии разногласий во внутренней политике, влиявших на политику США в последние годы. Несмотря на это, решимость и импульс двухпартийного большинства в Конгрессе выросли за последние пять лет и превратились в непреходящую и движущую силу в защите Америки от опасностей, исходящих от Китая.

Преемственность

С 2018 года Конгресс стал более важным органом, чем когда-либо, в разработке политики США в отношении Китая, уделяя особое внимание защите Америки от широкомасштабных и часто очень серьезных проблем в области безопасности, экономики и управления, создаваемых китайским правительством. В этот пятилетний период (2018 – 2023 г.г.) Конгресс не следовал тому, что было обычной практикой со времени поездки Ричарда Никсона в Китай в 1972 году: сопротивление административным инициативам в отношениях с Китаем.

Также в этот пятилетний период прежняя модель соперничества Конгресса с администрацией за контроль над внешней политикой была омрачена тесным симбиозом между двухпартийным большинством в Конгрессе и сперва президентом-республиканцем, а затем и демократом, сопротивлявшимся вызовам Китая. Партийность оставалась второстепенной с точки зрения политики Китая. Действия Конгресса против Китая были обусловлены расчетами членов Конгресса. Они выстояли, несмотря на небольшую поддержку и плохое понимание необходимости таких радикальных изменений со стороны общественного мнения и средств массовой информации до 2020 года, что компенсировало сопротивление сильных внутренних интересов. Члены Конгресса были заметно более решительны, чем президент Трамп и кандидат от Демократической партии Джозеф Байден, в противодействии вызовам Китая.

Новый импульс

Вступив в должность, президент Байден вскоре отбросил прежнее двойственное отношение к китайской угрозе и привел свои взгляды в соответствие с мнением большинства в Конгрессе. Он поддержал законопроект об инфраструктуре на сумму 1,2 триллиона долларов, предупредив об амбициях Китая доминировать в четвертой промышленной революции и посоветовав: - «Мы не можем позволить ему победить». Предупреждение хорошо сочеталось с одновременным чрезвычайным законом, принятым лидером большинства в Сенате Чарльзом Шумером по продвижению американских технологий для противодействия Китаю. Шумер сказал, что альтернативой является мир, в котором «коммунистическая партия Китая определяет правила дорожного движения».

Законопроект об инфраструктуре и еще один законопроект, ограничивающий импорт в США продукции, полученной в результате «принудительного труда» в лагерях в Синьцзяне, получили поддержку двухпартийного Конгресса. Многие положения, касающиеся Китая, в ежегодном Законе об ассигнованиях на национальную оборону и Законе о сводных ассигнованиях на 2022 финансовый год придали этой позиции очередной импульс.

2022 год стал еще более важным. Незадолго до августовских каникул в Конгрессе инициатива Шумера, Закон о ЧИПах и науке стоимостью 280 миллиардов долларов, стали законом, поддерживающим конкуренцию США с Китаем в высокотехнологичных отраслях и вооруженных силах, зависящих от высоких технологий. За законопроект проголосовали семнадцать сенаторов-республиканцев и 24 представителя республиканцев. Одновременно с этим демократы в Сенате отложив в сторону разногласия, позволили принять пакет мер по изменению климата и налогам на сумму 369 миллиардов долларов, который называется Законом о снижении инфляции от 2022 года. Хотя республиканцы не поддержали его по причинам, не связанным с Китаем, многие положения законопроекта, направленные против Китая, отражали предпочтения двухпартийного Конгресса.

В октябре правительство Байдена ввело радикальные ограничения на экспорт, призванные ограничить способность Китая производить или приобретать высокотехнологичные компьютерные чипы, что помогло удовлетворить озабоченность Конгресса по поводу достижений Китая в области высоких технологий, угрожающих Соединенным Штатам. Другими мерами, явно защищающими Америку от китайских угроз, получившими одобрение Конгресса, были инициирование и укрепление четверного союза Австралии, Индии и Японии с Соединенными Штатами; альянс AUKUS с участием Великобритании и Австралии; Индо-Тихоокеанская экономическая структура (IPEF) с участием 13 региональных правительств; Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям (PGII) под руководством стран G7; и Blue Pacific Partners, включая региональные державы, Соединенные Штаты и Великобританию, сосредоточили свое внимание на островах Тихого океана.

Американская политика в отношении Тайваня вызвала бурные дебаты в течение нескольких недель, предшествовавших визиту спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань 2 августа и более чем четырехдневными китайскими военными демонстрациями силы вокруг острова. Правительство Байдена шло в ногу с Конгрессом, отреагировав с твердой решимостью, избегая слабости перед лицом давления Китая. Усилия администрации и Конгресса по защите Тайваня продолжались, создавая обстоятельства, которые, наряду с другими событиями, по-видимому, побудили Китай занять более позитивную позицию по отношению к Соединенным Штатам после встречи двух президентов на высшем уровне 14 ноября.

Новая позиция Китая включала возобновление контактов между Китаем и США на высоком уровне, прерванных из-за визита Пелоси. Разногласия между администрацией и Конгрессом по поводу требований и формулировок Закона о политике в отношении Тайваня, введенных в то время, были устранены путем смягчения требований и формулировок и включения положений широкомасштабного Закона о полномочиях на национальную оборону, принятого в конце года. Китай отреагировал на законопроект беспрецедентной активностью военных самолетов в районе Тайваня в течение одного дня, зафиксировав сильную оппозицию, но, не изменив нового гибкого подхода Пекина по отношению к правительству Байдена.

Прогноз на 2023 год

Импульс симбиоза Конгресса и исполнительной власти, стремящегося защитить Америку от китайских вызовов, сильнее, чем когда-либо, и растет, что свидетельствует о преемственности в наступающем году. Возможные проблемы, которые могут осложнить ситуацию, включают в себя партизанские атаки нового республиканского большинства в Палате представителей; ослабленное, но все еще важное влияние сторонников «Америка прежде всего» в Республиканской партии, которые стремятся отказаться от дорогостоящего международного участия; и пока еще не очевидный рост умеренности Китая, что привело к разногласиям среди американских стратегов относительно сильных и слабых сторон вызовов Китая и соответствующих ответов США.

Возглавляют список текущих приоритетов Конгресса вопросы надзора и реализация недавних инициатив. Крупные расходы, направленные на Китай в законопроекте о ЧИПах и науке и Законе о снижении инфляции, а также ограничения администрации на экспорт высокотехнологичных чипов в Китай требуют тщательного надзора, чтобы гарантировать, что деньги будут потрачены правильно, полученные инновации не будут украдены Китаем, и обещанные ограничения экспорта не ослабляются исключениями.

Кроме того, администрация Байдена и лидеры Конгресса стремятся контролировать и, вероятно, сдерживать крупномасштабные инвестиции США в Китай. Портфельные инвестиции США составили 368 миллиардов долларов до конца 2016 года, но в течение следующих четырех лет они составили 781 миллиард долларов. Принятый в декабре Закон об ассигнованиях на национальную оборону выразил четкую озабоченность Конгресса, которая, вероятно, требует проведения слушаний по надзору и другим расследованиям по поводу укрепления военного потенциала США в Инициативе сдерживания в Индо-Тихоокеанском регионе и в ряде других программ. Тайвань привлек особое внимание, учитывая растущую и угрожающую военную мощь Китая.

Другие вероятные действия Конгресса включают расследование и пресечение китайского шпионажа, проникновение в государственные лаборатории высоких технологий США и передовые университетские объекты, несанкционированную деятельность агентов государственной безопасности Китая в Соединенных Штатах, а также тайные и открытые операции китайского влияния с участием университетов, СМИ, аналитических центров и связанной с ними общественности. политические организации.

Новое руководство Палаты представителей и предложенный ею специальный комитет по Китаю обещают противодействовать покупкам Китаем сельскохозяйственных земель в США и причастности Пекина к эпидемии фентанила, поразившей Америку, а также обратить внимание на текущие проблемы, вызывающие озабоченность в отношении рисков цепочки поставок и обманов в торговой практике. Республиканские лидеры заявили о большой заинтересованности в сохранении двухпартийности в решении вопросов, связанных с Китаем. Еще неизвестно, захотят ли демократы присоединиться к Специальному комитету по Китаю.

Компенсация двухпартийности, вероятно, рассматривается как партийная задача. Например, ожидается, что республиканцы расследуют последствия участия сына Байдена в прошлых деловых сделках с Китаем. В заключение, еще одним общепризнанным приоритетом Специального комитета является расследование и выявление злоупотреблений со стороны Китая в борьбе с первоначальной вспышкой Covid-19 в Ухане, при этом председатель комитета полагает, что Covid возник из лаборатории в Ухане, которая занималась опасными исследованиями, и что финансировалось правительством США.

Таким образом, усилия Конгресса и администрации по защите Америки от зачастую очень серьезных вызовов и опасностей, связанных с поведением китайского правительства, имеют импульс и будут развиваться в 2023 году, подкрепленные инициативами Палаты представителей, возглавляемой республиканцами.

РОБЕРТ САТТЕР, профессор международных отношений Университета Джорджа Вашингтона