В наступившем году исполнится десять лет началу кампании за обязательную индексацию зарплаты, за уточнение 134 статьи Трудового кодекса. Кампании, инициированной независимыми профсоюзами России (не путать с ФНПР) при поддержке РКРП и РОТ ФРОНТа.
Напомним, что ещё в 2002 году вступил в действие новый Трудовой кодекс РФ, пришедший на смену КЗоТу (Кодексу законов о труде). И его 134-я статья прямо утверждает, что «обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает её индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». Однако чёткий порядок индексации в Кодексе не определён, именно поэтому работодатель, в том числе и государство, далеко не всегда обращает внимание на эту норму. Все зависит от места работы, кому-то везет, кому-то нет. То есть положение федерального закона до сих пор остается лишь благим пожеланием.
Тогда, в 2013 году, инициированную независимыми профсоюзами, МПРА и «НовоПрофом», кампанию поддержала наша партия, РКРП, в лице РОТ ФРОНТа. Наши региональные депутаты выступили в своих законодательных собраниях с соответствующими предложениями, устанавливающими четкий и обязательный порядок индексации заработной платы. И вот в 2015 году удалось пробить брешь в Карелии, местный парламент по инициативе депутатов Ларисы и Александра Степановых направил соответствующую законодательную инициативу в Госдуму. Причем стало это возможным только потому, что на тот момент карельское Заксобрание было единственным провинциальным представительным органом, в котором «Единая Россия» не имела большинства.
В первый раз, 22 января 2016 года, Госдума «завалила» законопроект, причем под тем предлогом, что это «популизм». Хотя самим депутатам их зарплата весьма часто индексируется. И более того, именно думские сидельцы сами же приняли 134-ю статью Трудового кодекса, которая вроде бы предусматривает индексацию зарплат, но до сих пор не работает. Если это не популизм, то что это?
Однако кампания на этом не закончилась. Была проведена доработка нашего профсоюзно-партийного законопроекта в ответ на выпады некоторых «единороссов» о том, что предлагается одинаковая индексация для слесаря и топ-менеджера, как будто доходы Миллера или Сечина регулирует Трудовой Кодекс. 24 марта 2016 года Карельское Законодательное Собрание повторно приняло поправки, инициированные нашими депутатами. Ключевые положения законопроекта выглядели так:
– Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы является обязательной за исключением случая, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), выше десятикратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Надо понимать, что фактически речь идёт не об обязательном повышении зарплаты, а всего лишь о частичном сохранении её покупательной способности. Иными словами, чтобы на свою зарплату человек мог купить столько же хлеба, молока, других продуктов, как и прежде. Мы и так все прекрасно понимаем, что реальная инфляция далека от официальной. Поэтому обязательная индексация зарплат всем работникам лишь в какой-то мере защитила бы людей. Но, как мы видим, даже этими небольшими суммами господа не хотят «делиться»!
Правительство РФ дало на законопроект негативный отзыв, послушные депутаты приняли его к исполнению. В 2017 году Госдума повторно его отвергла. Понятно, что в нынешней Думе такой законопроект не пройдет. Ведь даже фракция КПРФ не проявила к нему никакого интереса. Что, конечно, не удивительно, ведь теперь во фракции этой партии нет ни одного рабочего, зато немало самых настоящих капиталистов, олигархов-спонсоров, купивших себе мандаты. Им ли беспокоиться об индексации зарплат наемных работников?
Приходится констатировать, что эта кампания не достигла своей основной цели. Причиной этого можно назвать как слабость рабочего и профсоюзного движения России, отсутствие практики массовой борьбы трудящихся за свои права, так и нынешнюю слабость коммунистического движения, когда крупнейшая партия, называющая себя «коммунистической», в действительности таковой не является.
Однако именно РКРП показала пример удачного соединения парламентских и непарламентских форм борьбы, пример активной пропаганды наших взглядов среди трудящихся России. Ведь тема индексации зарплат может быть на длительное время одним из практических лозунгов всех настоящих левых. Ведь многие активисты зачастую ходят вокруг да около рабочего класса, не зная, как к нему подступиться. А можно начать с самого простого, со всем понятной и обоснованной идеи обязательной индексации зарплат наемным работникам, в том числе и бюджетникам. К тому же формально заложенной в ныне действующем Трудовом Кодексе.
Алексей Алекин