933 подписчика

Орлы, ястребы, соколы…

166 прочитали
Проект значка
Проект значка

Прекрасен и обширен мир так называемых дневных хищных птиц. Орлы, ястребы, соколы… Наука всех их объединяет в отряд соколообразных.

Евгений Коблик подразделяет отряд соколообразных на три семейства (Михаил Калякин, «Полный определитель птиц Европейской части России», 2013 г.): скопиные, ястребиные, соколиные. Виктор Валуев из ястребиных выделяет еще бородачей (Виктор Валуев, «Экология птиц Башкортостана», 2008 г.). Все вопросы к ним. Наука продолжает искать.

А если кого спросить у нас, в Башкирии, про хищных птиц, то первым делом вспомнят, пожалуй, беркута и сапсана. Оно и понятно: беркут — символ башкирского приволья. Знаменитая на весь мир башкирская лисья шапка неразрывно связана с древней национальной охотой башкир с беркутом на лисиц — беркутчи. Кроме этого, беркут известен как самый крупный и самый сильный из так называемых настоящих орлов. Способен добыть не только чуть ни в десять раз превышающую его по весу косулю, но и свирепого волка.

Если беркут относится к семейству ястребов, то сапсан является ярким представителем настоящих соколов. Славен как самая быстрая в полете птица. Состязаться с сапсаном может только его же, как бы уменьшенная и по телосложению, и по окрасу оперения, копия, тоже сокол — чеглок. Наблюдатели замечали, как легко в горизонтальном полете чеглок обгонял идущий на полной скорости поезд.

Сапсан исключительный орнитофаг, то есть питается только птицами, причем добытыми только в полете. За счет особых свойств оперения и аэродинамических особенностей телосложения, атакуя сверху вниз, не взмахивая крыльями даже, а только складываясь в определенную «конструкцию», развивает скорость до трехсот километров в час, — любой объект жертвы догонит.

Ранней весной 2018 или 2019 года, в егерском дневнике можно уточнить, мне довелось наблюдать в Октябрьском охотхозяйстве обратную картину. Полтора десятка крохотных пичуг гнали роскошного «усатого» сапсана вдоль дороги, по которой я ехал. Сокол временами делал выпады, выставляя перед собой когтистые лапы, как бы отпугивая преследователей, но не нападал. А пичужки роем вились вокруг него и нет-нет да и норовили тюкнуть. Как резюмировал незабвенный «сын турецкого подданного», «никто нас тут не любит, Киса, мы чужие на этом празднике жизни».

Коль скоро заговорили о «самых-самых», то самый маленький «персонаж» семейства наших соколов — кобчик. Он же, по мнению многих орнитологов, самый красивый в смысле изящности телосложения и оригинальности окраски оперения. Самец темно- серый с черным и серебристым налетом. Спина темнее груди. Красно-коричневое оперение голеней и подхвостья формирует далеко заметные как бы штаны. У самки спина и хвост сверху серые с темными поперечными полосками. Грудь и живот светло-коричневые с темными пестринами. На рыжей голове хорошо видны черная маска и характерные соколиные «усы». Восковица — неоперенная полоска кожи у основания надклювья, орбитальные кольца — неоперенные полоски кожи вокруг глаз и ноги — у самцов красные, у самок — оранжевые, у большинства других соколов — желтые.

Не секрет, что об орлином, ястребином и соколином зрении легенды ходят. Вполне обоснованно. Наука, например, сумела определить, что кобчик и другая подобная ему соколиная мелюзга стрекозу (!) видят за двести метров.

До восьмидесяти процентов добычи кобчиков составляют крупные насекомые — саранча, хрущи, стрекозы… Они ловят их лапками в полете или хватают с земли. Яркие впечатления из детства: резкий кобчик, ловко гоняющийся за кем-то невидимым или, трепеща крыльями, зависший на одном месте в метре над землей на обочине дороги либо на краю посевного поля, вдруг камнем вниз и тут же вверх — поймал кого-то.

К слову, также зависать, трепеща, умеет пустельга, но она всегда видится с расстояния светлой птицей, а кобчик — темной.

История нашей Родины знавала борьбу не только с классовыми врагами, право-левацкими уклонистами, авангардистами и в связи с этим безродными космополитами и перегибами на местах, но и с вредными для сельского и охотничьего хозяйств птицами.

Если китайцы, бывало у них, ополчались только на воробьев, то мы вольно, а скорее всего невольно — поди, отличи их друг от друга — «записали» во враги всех соколообразных гуртом и сов до кучи. Как пел, светлая ему память, Владимир Семенович Высоцкий, «за то, что он на Берию похож». И в частном, и в общем, и в целом ни в чем не повинных птиц истребляли и гнали до тех пор, пока они в Красные книги не «влетели».

Наука продолжает искать. В 1978 году, кажется, сообразили: не правильной дорогой идем, товарищи. С тех пор изменилось многое. Правда. Дневные хищные птицы и совы стали повседневно наблюдаемым явлением. Но я не собираюсь ни с кем спорить. Это мои личные впечатления. Кобчиков, трепещущих над обочиной дороги столько, как пятьдесят лет назад, не вижу.

Союз охраны птиц России объявил кобчика птицей 2021 года.

Сейчас наши кобчики «в отпуске», в Южной Африке. Пожелаем им благополучного возвращения домой. Скоро уже.