Сегодня, 17 января, день памяти собора святых 70 апостолов Христа.
Собор содержит в себе не одну тайну. Давайте, рассмотрим ниже.
Почему число 70, и 70 ли их?
В Священном Писании немало числового символизма.
Числа имеют сакральное значение и смысл в этой Святой Книге, уходящие в глубокую, глубочайшую древность человечества. Так, числа 3,7,12, 40, 70 обладают таким таинственным символизмом.
Число 70 упоминается в Библии 106 раз. Число является символом завершения и полноты. Помним, например, из Библии, что от Ноя произошло 70 народов. Перевод Ветхого завета Библии на греческий язык осуществляло 70 толкователей. 70 седмин пророка Даниила. И другие.
Поэтому, не случайно, что в первом круге святых апостолов было выбрано по числу 12 их (сакральное число), а во втором – 70 (тоже сакральное, но другое число).
На самом деле (об этом чуть позже), их число (апостолов второго круга) было чуть более 70, а не ровно 70.
Откуда мы знаем об избрании 70 апостолов?
Об этом пишет евангелист Лука, самый подробный описатель евангельских событий (он – врач по специальности, этой специальности свойственна подробность и точность).
Лука пишет об этом в 10 главе своего евангелия.
О чем он пишет?
Что избрал Христос другие 70 учеников (кроме первых 12) и послал их по два перед лицем Своим, в те города, куда и Сам хотел идти.
12 первых апостолов, при этом, всегда были при Нем.
Знаменитые Слова Христа в этой части (послания с проповедями 70 апостолов):
«Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Лк. 10:2).
Когда происходило это евангельское событие?
Из предыдущего пункта ясно, что это случилось во время Земной жизни Христа. То есть, Он направлял 70 апостолов по 2 (35 команд), до сошествия на апостолов Святого Духа. Святой Дух был дан апостолам (и 12, и 70 и большему числу), после Распятия, Сошествия в ад, Воскресения и Вознесения Христа.
Что наказал им Христос?
Итак, на апостолах еще не было Духа Святаго, а Христос уже направляет их. Как? Как «агнцев среди волков».
Они идут в другие страны и не знают, как их там примут. Может с радостью, а может со злостью. Может накормят, а может побьют камнями, посадят в тюрьмы, казнят.
Риск? Да, огромный. Без Духа Святаго идти к вероятным «волкам», будучи овцами». Великий риск. Но апостолы идут. Они доверяют Христу. Хотя многого еще не ведают и не понимают в Нем и Его Словах.
Говорят, что человек не боится в двух случаях: когда не понимает ситуации и того, чего бояться или когда понимает, но укреплен Духом Мужества в сердце, настолько, что внутренне сильнее страха.
В данном случае, был первый вариант. Апостолы из 70 вдохновлены, многого не понимают, доверяют Христу, и не боятся. Идут.
Христос дает им еще один наказ: ничего житейского с собой не берите. Не надо с собой брать еду, одежду, оружие. Не надо заботится о том, что есть, где спать. Идите, как есть. Все, что нужно будет вам там – найдется, придет.
Следующим наказом, Христос говорит 70 апостолам: ничего не ждите, и ничего не берите от тех, кому вы проповедуете.
Для чего этот наказ? Чтобы душевно не соблазниться от теплоты и заботы слушателей, и не забыть о целях миссии.
Задача проповедовать Евангелие, а не устраивать себе «комфортную командировку" в другую страну. Задача - приводить людей ко Христу. Помнить о ней, исполнять ее, и чтобы ничто не мешало и не отвлекало от этого.
Следующим наказом Христос говорит: приветствуйте всех. Говорите: «Мир вам». Будьте честны и добры с теми, кому проповедуете, проявляйте о них заботу.
Но если вас не приняли, то отрясите прах с ног своих и идите в другое место. Оставьте город этот, и людей его, в том состоянии, в котором он есть. Не проклинайте, но и сожалейте, не проникайтесь духом того города и его людей. Отрясти прах с ног своих, значит не соблазниться грязью и безбожием этого города и людей, не взять все это худое себе, не заразиться плохим, не покалечиться духовно.
Как действовали 70 апостолов?
Они восприняли наказы Христа и действовали по ним. Христос укреплял им силы. Он говорил им, что надо не словами привлекать людей к Евангелию, а примером жизни своей. Не слова убеждают, а сама жизнь апостола, как исполнителя Евангелия. Если ты верен Богу, любишь Его, поступаешь по заповедям Его, а не своим прихотям, то ты будешь убедителен. Через тебя люди уловят, увидят Божье.
Христос дал им в силу дар чудотворения и исцеления людей.
И апостолы использовали его. Всякая проповедь подкреплялась чистотой жизни того или иного апостола от 70 и чудотворением, исцелением людей. Щедрым и милостивым.
С чем вернулись 70 апостолов?
У них все получилось. Они вернулись с радостью, если не сказать больше - с душевной эйфорией. И сказали Христу, что они и людей исцеляли, и бесов изгоняли, и слово их проповеди было сильным. То есть, говоря современным языком, их проповедническая деятельность была успешной, удалась.
Но Христос сказал, что не этому надо радоваться, что бесов изгоняете или людей исцеляете. А то, что имена ваши вписаны в Книгу Жизни. Что вы Божье делали и Божьим жили. Вот главное, а не успех от дел. Главное не результаты дела, а наполненность Богом во время дела. Когда живешь Богом в деле, то и дело спорится и ладится. Думай о Боге, внимай и следуй Ему, а дела свершаться с Его Святой помощью.
Чего не было у 70 апостолов тогда?
Как показывает предыдущий пункт, их душевная радость неразумная, у них не было духовного разумения. Они радовались душевно, как дети. Лишь потом, по дарованию им Благодати Духа Святаго, у апостолов открылись очи духовного разума.
Пока человек что-то делает эмоционально, душевно, он еще ребенок. Пусть у него даже все получается. И лишь, когда он понимает суть, глубину истины, у него открыт духовный разум – тогда он зрел и его дела зрелы и осмысленны.
На чем сказывалось отсутствие духовного разумения у 70 апостолов?
На том, что они не видели и не понимали, кому проповедуют. Они не могли еще "волка" отличить от "овцы" духовной жизни. Где метание бисера перед свиньями, а где дело спасения. Они не понимали Истину Божью и слабо различали Божье от не-Божьего.
Это пришло им позже.
И каждому христианину не сразу, в христианской жизни его, приходит духовное разумение. Но важный момент случается тогда, когда это происходит. Вот ватерлиния зрелой христианской жизни. И этот момент наступает тогда, когда разум становится в Боге, Истине Его, твердо. Когда разум укрепляется в Боге, Истине Его, то и жизнь преобразуется в Боге, улучшается. А когда в человеке лишь эмоции и механические поступки, без понимания Истины и Смысла, то еще главного нет.
Надо иметь терпение, не принимать незрелое за зрелое в себе, и придет время, когда Бог откроет очи духовного разума. Что и случилось с 70 апостолами позже, после Вознесения Христа.
Уход большинства из 70 апостолов от Христа.
В этом массовом уходе (а он был именно, массовым) есть еще одна тайна, и очень важная.
Вот, пошли апостолы от 70 в дальние страны, имея наказы от Христа, исполнили, не до конца понимая Миссию, данную им.
Но, тогда все было хорошо. Учитель жив, Он рядом. Все успешно.
Но, вот Христос говорит о том, что Ему надлежит пострадать и умереть и говорит, что с Ним будут не все, а кому дано от Бога.
После этих слов, от него уходит большая часть апостолов от 70.
И Христос, даже, говорит 12 первым, а вы не хотите тоже меня покинуть. На что апостол Петр отвечает, что им некуда идти и они будут с Ним.
Итак, очень многие из 70 апостолов ушли. Во время Крестных страданий разбежались, и многие другие. Никто не хочет страдать, все хотят благоденствовать. Но христианство говорит, хочешь обрести Большое, умей преодолевать себя и идти сквозь трудности, страдания, жертвуя малым во имя большого и важного. И если ты будешь поступать так, не бойся, ибо Бог будет с тобой в эти несчастные дни и подаст все, что нужно.
Каких 70 апостолов мы вспоминаем сегодня?
Отсюда возникает вопрос: так, кого же мы славим сегодня, 17 января, если большинство из тех 70 апостолов, избранных Христом, ушли от Него, когда стало плохо?
Те (многие из 70) ушли, другие прибыли. И не все ушли, часть осталась.
И их вновь стало 70, а если быть точнее, то 73 или 74. Цифра 70 называется округленно в меньшую сторону.
Именно, на этих апостолов и сошла благодать Духа Святаго и они творили все эти святые дела, жертвовали собой и умирали за Христа. Жили с Богом и прославлены Им.
Все эти 73-74 человека известны поименно.
Но, скажем так, из известных, это Иаков, брат Господень, написавший послание от Иакова. Это Марк и Лука, евангелисты. Это Тимофей, соратник Павла. Это Прохор, соратник Иоанна Богослова. Это первомученик Стефан, о котором недавно была статья на канале. Это Дионисий Ареопагит, про которого была статья раньше на этом канале. И многие другие.
Свято место пусто не бывает. Ушли одни, пришли другие. Ушла большая часть из 70, пришло почти 500, из которых были и эти 73-74.
Послесловие.
Итак, в этот день, 17 января, вспоминаем не только 70 святых апостолов, великих людей, совершивших великие деяния, но их верность Богу до конца и Дух Святой, сошедший на них, без которых ни разумения, ни деяний., ни мужества их, быть не могло бы.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.