«И так сойдет» или начни с себя.
Наверное, многие хоть раз в жизни задумывались, почему в нашей стране качество ниже, чем в какой-то другой, относящейся к Западу или слышали подобные вопросы от других людей.
Лично я от разных людей ни раз слышал фразы типа: «Почему наши не могут делать косметику такого же качества, как в Южной Корее?» или «Почему наши не могут производить качественный автомобиль, что мешает?». Аналогично про телевизоры, бытовую технику, компьютеры и т.д. и т.п.
Не будем вдаваться в размышления так это или не так. Хочу поделиться другим своим наблюдением.
Как-то шел по производству с коллегой, который руководит одним из подразделений. Он с болью в голосе рассказывал о проблеме, с которой столкнулся не так давно. При производстве группы изделий ранее он использовал иностранное сырье. С какого-то времени было принято решение перейти на производство из отечественного аналога, который по характеристикам попадал под требования к выпускаемой продукции. Все было бы хорошо. Сначала, когда искали новых поставщиков, для тестов потенциальные поставщики присылали заготовку высокого качества, и в первое время после заключения договора тоже, но, спустя время, качество заготовки упало, иногда у заготовки нарушались геометрические размеры, иногда были повреждения на поверхности, причем на рекламации поставщик реагирует «вяло», на момент разговора ситуация не улучшилась. Он подвел меня к только-что разгруженной заготовке и продемонстрировал на дефекты поверхности и безобразную упаковку (геометрию в тот момент еще не проверили). Разговор он подвел такими словами: «Много лет работали с иностранным поставщиком, по геометрии вообще не было рекламаций, повреждения были минимальны, да и то, возможно, повреждали при транспортировке, везли то из Европы…Наши сначала тоже делали хорошо, нареканий не было, почему сейчас то стали с дефектами слать, что мешает делать хорошо всегда?». Говорил он искренне, с болью в голосе, боль его была за нашу Родину, он искренне желает, чтобы ситуация по качеству у отечественного производителя стала лучше.
На мой взгляд он прав. Сам бывал в аналогичной ситуации. Но это не конец истории.
Проходили мимо оборудования, для которого привозили заготовки, описанные выше. В тот момент как раз закончился цикл обработки, и я смог оценить полученную продукцию. Из заготовок получилось порядка 200 одинаковых деталей. Причем последние штук 20-30 деталей даже визуально отличались по геометрии от первых (производились из качественной заготовки). Когда я указал коллеге на те 20-30 штук, он сказал, что ничего сделать не может, так работает станок. Все его объяснение описывать не буду, в двух словах при таких режимах он продолжит работать, менять в «ущерб себе» ничего не собирается, т.к. он считает работу сейчас высокопроизводительной и в итоге это хорошо для бизнеса, а эти 20-30 деталей не считает браком, отправит клиенту.
Подумав немного, я предложил ему сыграть в игру. Представить, что он не знает как производится эта деталь, кто ее производит. Для своей работы он купил 200 таких деталей. Он всегда покупал их за границей, но по какой-то причине решил купить отечественный аналог. И вот получает он эти 200 штук и видит 20-30 деталей, которые по геометрии даже на глаз отличаются от номинала. Какие бы мысли ему в голову пришли?
Для коллеги это оказался удар. Правда, он довольно быстро оправился, попытался найти себе оправдание (уже не как герой игры, а как производитель) и постепенно перевел тему.
Мы все искренне хотим, чтобы всё кругом было так, как мы считаем правильным, мы ждем, что кто-то должен стать лучше, чтобы всем было лучше, но, почему-то, единицы то же требование распределяют и на себя.
Эта история поучительной стала и для меня. Сейчас чаще себя одергиваю, задумываюсь действительно то, что я делаю для того, кому я делаю кажется таким же хорошим, как и мне. Будь я своим клиентом насколько устроила бы эта работа меня.
Не зря говорят: «Хочешь изменить мир – начни с себя».