Йемен богат на магические поверья. О колдовстве в Йемене писали ещё средневековые авторы. Например, до нас дошло сочинение «История любознательного» XIII в., откуда можно узнать, как йеменцы уже тогда относились к магии.
В середине XX в. в книге «На ближневосточных перекрёстках» были описаны многие поверья. Например, йеменцы считали, что беременность может продолжаться 1, 2 и даже 3 года! Когда мужчина обращался с упреками к не родившей ему ребёнка жене, она могла ответить, что уже беременна. Такие ситуации становились предметом обсуждения религиозного суда. Был случай, когда сейид решил развестись с женой, так как она не рожала ему сына. Женщина же все время говорила, что беременна. В итоге религиозный суд вынес вердикт, что она беременна уже 3 года.
Развод по гвоздю
Ещё одно поверье. Женщина может потребовать от мужа развод, если он не выполняет супружеские обязанности. Поэтому многие женщины, которым были не милы их мужья, прибегали к услугам магов и волшебниц. Считалось, что они могли помочь. Самым ценным волшебным приемом было заколачивание в землю гвоздя, обвитого подобранным на подушке волосом мужа. Эта процедура до сих пор проходит с использованием различных заклинаний и причитаний. По мнению йеменок, она действует безотказно. Мужчины, зная о таких приёмах, стараются защитить свою честь и сами дают развод жене.
Магия в Йемене
Йеменцы верят в призраков, колдовство и заклинания. Почти у каждого из них есть бумага с различными заклинаниями. Такие бумаги носят в кармане или у пояса возле ремня. Эти заклинания пишутся местными магами на базаре, которые, по мнению йеменцев, общаются с дьяволами и с их помощью могут достать любую вещь. Интересно, что при этом йеменские колдуны считаются благочестивыми мусульманами.
Еще один не менее удивительный факт: самого короля Имама Ахмада (1891-1962) йеменцы считали колдуном. В народе было распространено поверье, что его невозможно убить, так как он видит насквозь человека, который пришёл к нему со злым умыслом. Сам король знал об этих слухах и поощрял их распространение.
Целительство
В Йемене есть знахари, которые пользуются большой популярностью. В 70-х гг. немецкий учёный стал свидетелем народной медицины в этой стране. Лечение проходило в бедуинской палатке под рецитацию сур из Корана. Лекарь писал на бумаге мольбу к Аллаху об облегчении страданий больного. Затем он раскрыл раковины моллюска, вложил туда листок, маленькие кусочки древесного угля и положил раковину на горячие угли. В этот момент больной должен был дышать дымом, а знахарь читать молитву. Потом он брал яйцо и обводил им 7 раз вокруг головы больного, выбрасывая после это яйцо вместе с щепоткой соли, чтобы изгнать злой дух. Затем проводил ещё один обряд, где больной должен был втереть себе в вещи особую смесь из чёрного порошка.
В начале 70-х гг. в Йемене происходили значительные преобразования в сфере образования, но многие суеверия продолжали все равно распространяться.
Признаки, оборотни и джинны
Вера в существа из потустороннего мира больше всего распространена в сельской местности. Люди говорят, что могут видеть и общаться с джиннами, шайтанами, ифритами, оборотнями, призраками, гулями. Один из йеменских историков написал книгу о рассказах йеменцев о контактах с потусторонним миром. Особенно часто можно встретить описания встреч людей с неземными существами в художественной литературе.
На первом месте по популярности у йеменцев стоят джинны. Злого джинна часто называют ифритом или шайтаном. Существуют и добрые джинны, к ним йеменцы относят домовых. Считается, что в доме у человека может жить целая семья джиннов. Большинство джиннов вступают в контакт с людьми один раз, но бывают и другие случаи. Один из писателей описывал, как джинния (женщина джинн) пугала проезжавших поздно вечером по городской улице людей. Видевшие ее утверждали, что она предстаёт в виде очень красивой женщины с ослиными ногами.
Больше информации о суевериях в Йемене можно узнать, посмотрев нашу лекцию: https://blog.lectorient.ru/lectori/lectori30112021
Переходите по ссылке! Будет очень интересно!
Лектор: Михаил Николаевич Суворов — доктор филологических наук (Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета).
Вся информация в статье взята из лекции https://blog.lectorient.ru/lectori/lectori30112021