Наша учительница ушла на больничный. Я понимала, что когда-нибудь это случится, все мы люди. С Полиной заранее выучили имя и отчество другой учительницы, которая в эти дни будет работать с нашим классом.
– А эта учительница вообще знает, как надо вести себя с детьми? – интересуется моя маленькая тревожная женщина.
– Знает, – успокаиваю я Полину.
– А где столовая находится? А если она нас не туда поведёт?
– Вы ей всё покажете и расскажете.
Я сама много раз выходила на замены в другие классы и понимала, что проблем быть не должно. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, поэтому я просто подстраивалась под правила класса и спрашивала, а как вы делаете это со своим учителем? Как у вас принято?
Встречаю Полину после занятий, выходит расстроенная.
– Строгая очень, – только вымолвила Полина.
Начала расспрашивать.
– Кричала, – вместо подробного рассказа о том, как прошёл день, минимальный набор слов.
– На тебя кричала или на всех?
– И на меня, и на других.
– А на тебя за что?
– Неправильно написала в тетради. И ходила.
– Ходила на уроке?! – плохо я знаю своего ребёнка.
– Спросить хотела. Мы обычно подходим и спрашиваем.
Так понятнее. Я думала, просто ей захотелось, и она пошла. А если так принято и было можно всегда, а сегодня нет, тогда другое дело. Ко мне дети тоже подходили со своими вопросами, криминала не было.
Всю обратную дорогу я оправдывала себя и свои экспериментальные методы воспитания. Ну, нежно я с ней. Вот люблю я. Как можно на своего ребёнка кричать? Потом сработало позитивное мышление. Мы все умрём, зачем кричать? И вообще, я разрешила своему ребёнку ошибаться. Учимся мы так.
А потом пришло сообщение, что не одна Полина такая нежная в классе. Другие тоже впечатлились и расстроились.
– Потерпи, два дня осталось. Зато вы теперь можете сравнить, как вам комфортно с вашим учителем. И не будете на неё чихать и кашлять, будете ценить.
– Мама! – не оценила Полина мой юмор.
Когда мои дети приходят на занятия и рассказывают, как кричат их учителя, мне грустно. Дети не виноваты. Учителям, наверное, тоже можно найти оправдание. Я сама кричала. И не любила себя в эти моменты.