С 25-процентной долей в домоуправляющих компаниях, от которой мэрия Нижнего Новгорода в конце прошлого года решила отказаться, можно было повлиять разве что на какие-то слияния-поглощения и крупные сделки. Возможности контролировать оперативную деятельность такой пакет дает, только если остальные акции размыты между мелкими акционерами, но в случае с ДУКами львиная доля акций принадлежит одному собственнику.
А для таких рычагов, как возбуждение за плохую уборку от снега и наледи административных производств (их с начала зимы открыто уже свыше 1200), мэрии быть собственником вовсе не нужно. Напротив, если акционер пытается оштрафовать кампанию, долей в которой владеет, означает определенный конфликт интересов.
К сожалению, привлечение коммерческих структур к организации коммунального обслуживания населения не гарантирует, что жильцы будут довольны. Я читал про ситуацию в Германии, в крупных городах США – там тоже полно недовольных и ценами, и качеством обслуживания. Не факт, что муниципальное предприятие справлялось бы с этой работой лучше, но в этом случае у низкого качества были бы другие причины.
Особенно большие проблемы с частными коммунальщиками испытывают жители небольших и старых домов – материальная заинтересованность ДУКов здесь минимальна. Изношенные коммуникации не меняются до последнего.
Относит ли население неприятности с коммунальщиками на счет домоуправляющих компаний, или же на счет мэрии, которая избавилась от своей доли в ДУКах, – это должны показать социологические исследования.
Но справляются с теми же зимними проблемами коммунальщики везде по-разному. Где-то приходится видеть, как на один участок пара среднеазиатских работников выводит еще порядка десяти-двенадцати женщин – своего рода семейный или групповой подряд – и приводит тротуары в порядок в кратчайшие сроки. А где-то тротуар остается скользким в течение нескольких дней.
На той же Варварской я видел, как довольно продолжительное время люди скользили и падали, и никто не удосужился обколоть лед и посыпать песком эту территорию.
Или на Большой Печерской возле Речного училища: вдоль одной половины здания асфальт почищен, вдоль другой – ледяные буераки. В чем причина? Возможно, работник сделал часть работы, потом заболел, а большого штата для маневра у ответственных за территорию нет. Но разница была впечатляющая.
Конечно, в крупном городе сложно сразу устранить последствия крупных катаклизмов. В этом смысле небольшим населенным пунктам даже проще – люди сами по мере сил убираются у своих домов, хотя, конечно, там скорость наведения порядка тоже весьма неравномерна.
При прежнем мэре Нижнего Новгорода была достаточно удачно введена система мониторинга уборки дорог в зависимости от категории. Но такой же стройной и прозрачной системы с уборкой тротуаров и придомовых территорий пока выстроить не удалось.
Дмитрий Скворцов, обозреватель ИА Politbook