Нам удалось вживую увидеть и подробно осмотреть модель самолёта вертикального взлёта и посадки Як-39.
Это практически единственный свидетель истории этого интересного проекта. В 70х годах прошлого века, в авиацию ВМФ СССР стали массово поступать самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Новые машины имели как преимущества, так и недостатки, к примеру им явно не хватало тяги в жарком климате тропиков, вертикальный взлет критически снижал дальность и продолжительность полета, а полноценным истребителем им мешало стать отсутствие бортовой РЛС. Новый Як должен был стать значительно лучше. В ОКБ были начаты работы по глубокой модернизации Як-38, получившей обозначение Як-39. Главным конструктором проекта стал А.Травин. Работы начались примерно в 1979г, а вот официально их узаконили только два года спустя. При этом самолет проектировали сразу в нескольких модификациях: истребителя, штурмовика и учебной спарки. В истребительной версии, модель которой вы и видите на фото, должен был использоваться прицельный комплекс от истребителя МиГ-29 (9-12) с радиолокатором Н-019. Для выполнения требований заказчика, планер самолета Як-38 пришлось существенно изменить и увеличить в размерах. Полностью была перепроектирована носовая часть фюзеляжа, Увеличен размах и площадь крыла, что позволило увеличить внутренний запас топлива, а так же дало возможность разместить еще по одному узлу подвески вооружения под крылом и довело их общее количество до 6.
Крылья также получили большие наплывы. Планы работ были очень высокими, по первоначальным планам уже в 1984 году должны были взлететь уже несколько опытных 39х, но быстро стало понятно, что самолет останется дозвуковым и не будет иметь превосходства над основными западными конкурентами. Поэтому в 1983 году было принято решение о прекращении работ над учебной версией Як-39. Еще немного сдвинулись сроки и первый Як-39 должен был подняться в небо в 1985г., но в этот момент в ОКБ Яковлева параллельно появился проект гораздо более перспективного сверхзвукового СВВП Як-41, который имел такие же подъемные двигатели и новый подъемно-маршевый двигатель. Два проекта СВВП требовали огромных ресурсов и очевидный выбор был сделан. В начале 1985 года проект Як-39 был закрыт.