Военно-поисковому движению «Снежный десант» в Татарстане в этом году исполняется 55 лет. Слова «снежный десант» сейчас большинству жителей республики уже едва ли что-то говорят. Или говорят очень мало. Между тем это довольно массовое (среди студентов и учащихся) и важное военно-патриотическое движение.
Об истории и развитии движения в Татарстане рассказали его ветераны и активисты: председатель общественной организации «Объединение «Отечество» Татарстана , управляющий делами этой организации , ветеран движения «Снежный десант» , председатель Совета Ассоциации отрядов «Снежный десант» и заведующий Музеем-мемориалом ВОВ в Казанском Кремле .
Первый поход «Снежного десанта» совершили 21–25 февраля 1968 года студенты географического факультета Казанского государственного университета. Это был лыжный поход по селам Верхнеуслонского района Татарской АССР, посвященный 50-летию советских Вооруженных Сил.
Вскоре отряды «Снежного десанта» создали на других факультетах КГУ и в других вузах Казани. Они совершали походы по местам боев стрелковых дивизий во время Великой Отечественной войны, собирали рассказы ветеранов и местных жителей – очевидцев боев, работали с данными военкоматов, устанавливая исторические факты и отдавая дань памяти участникам войны. Непохороненные останки советских солдат и медальоны бойцы «Снежных десантов» в 1970-е не искали и не поднимали.
Поисковая работа в современном смысле слова – поиск, подъем, идентификация и погребение незахороненных останков советских солдат – началась лишь в 1980-е.
За годы своей работы «десантники» выявили кошмарные данные. За годы ВОВ из Татарстана на фронт ушли 700 тысяч человек. Из них не вернулись 370 тысяч.
В 1971 году в «Снежный десант» пришли студенты историко-филологического факультета КГУ и студенты-журналисты. Военно-патриотическое движение, оставаясь таковым, стало приобретать характер научно-исследовательской работы. Автор этих строк тоже недолго, но был бойцом «Снежного десанта». И могу чуть более подробно, чем спикеры, рассказать об одной важной странице движения.
Вторая Ударная армия. Ее срочно сформировали в 1942-м из отборных сибиряков для прорыва блокады Ленинграда. Тогда еще была надежда на то, что блокаду удастся ликвидировать сразу после того, как она возникла. Был в окружении Сталина один генерал, который активно настаивал на том, что через леса в Новгородской области можно неожиданно для немцев прорваться к Ленинграду и, используя фактор неожиданности, блокаду прорвать. Этот генерал отличился в боях под Москвой, Сталин ему поэтому доверял и принял бахвальство за боевой настрой. Но фамилия этого генерала была Власов. Тот самый. Ему доверили армию, а он завел ее в леса и болота так, что она там безнадежно увязла. Поняв, что хвастовство и бахвальство ему могут не простить, Власов с несколькими штабными офицерами сдался в плен. На всю армию легло позорное клеймо «власовцев». Сталин якобы сказал: «Второй Ударной армии больше нет».
Генерал Власов был назначен командующим 2-й Ударной армии только в апреле 1942 года, когда армия уже находилась в окружении и очень трудном положении. К прорыву в направлении Любани с целью деблокировать Ленинград в январе 1942 года Власов не имел отношения. Армия под его командованием предпринимала последовательные попытки прорваться из окружения. Обстоятельства попадания в плен Власова до конца не ясны, это предмет продолжающихся исторических исследований. Существуют предположения как о том, что это не было добровольной сдачей, так и противоположного характера. Штабные офицеры вместе с Власовым в плен не сдавались.
Сформировали новую армию под таким названием, а ту, что была в лесах, буквально бросили на произвол судьбы. Много лет отряды «Снежного десанта» филфака и отделения журналистики ходили в так называемую «Долину смерти». В места, где, не сдавшись и не предав Родину, до конца сражались бойцы первозданной Второй Ударной армии. Студенты собрали факты, обнародовали их и смыли с храбрецов позорное клеймо «власовцев». Важно и то, что были восстановлены некоторые факты из биографии поэта-героя Мусы Джалиля. Он политруком воевал именно во Второй Ударной, работал в армейской газете «Отвага», а в плен попал, когда с отрядом пошел на прорыв из окружения и был ранен. В «Моабитской тетради» (сборник стихов) у Джалиля есть строки, где он досадует на то, что ему в нужный момент отказал пистолет. Студенты-журналисты нашли блиндаж редакции «Отваги» и даже пишущую машинку, за которой, возможно, работал поэт.
Сейчас поисковики, среди прочей работы, по всей стране собирают фрагменты и обломки самолета «Пе-2». Студенты нашли обломки в одном из походов. Появилась идея собрать его и превратить в экспонат.
- Есть энергетика войны, – сказал один из спикеров, имея в виду энергетику истинного патриотизма.
Поисковикам нашим помогает министерство обороны России. Благодаря чему в Казань привезли найденные там фрагменты самолета даже с острова Итуруп. Самолет собран на 15%. Работа трудоемкая, долгая. Еще журналистам показали кольцо – деталь подшипника двигателя самолета, найденную где-то в Карелии. На кольце надпись: «Смерть фашистским гадам! 2 января 1944 года». Надпись выгравировал рабочий Казанского авиастроительного завода. Она красноречиво показывает, каким был настрой тыловиков.
Сейчас десантники устраивают Фестивали поисковой песни «Ровесников следы», в котором участвуют агитбригады поисковых отрядов уже из 11 регионов России, устраивают «Марши памяти». Из каждого своего похода «десантники» привозят экспонаты. Подлинные солдатские каски, котелки, детали амуниции. Так в школах появляются небольшие военно-патриотические музеи.
- Теперь в Казани надо бы создать вроде центрального такого музея, лучше интерактивную площадку, - поделились планами активисты.