Тут необходимо сделать небольшое отступление.
С давних времён по день нынешний наша родная страна, наша армия, как правило, оказываются совершенно не готовы к каждой начинающейся войне. История может привести буквально несколько примеров, нарушающих данную закономерность. Один из этих редких случаев – Русско-турецкая война 1877-1878 годов, в результате которой от османского владычества были освобождены балканские государства. Российская империя тщательно и заблаговременно готовилась к этой войне, и победа в ней оказалась вполне закономерной. Конечно, можно сказать, что не всё шло, как планировалось заранее, но тут уж – превратности войны, никуда от них не денешься.
Неизбежность предстоящего столкновения двух империй в описываемую пору не вызывала сомнения ни у кого. И подготовка к ней шла полным ходом. В частности, по линии разведки. Когда я работал над сбором материалов о судьбе Николая Дмитриевича, много времени провёл в Военно-историческом архиве; и обнаружил там множество материалов, подтверждающих этот факт.
Взять, к примеру, «Краткий обзор Балканского и прилегающего к нему полуострова, состояние народов на полуострове и отношение к ним Англии и цели, преследуемые Англией в Средиземном море». По сути дела, это великолепный образчик глубокого фундаментального аналитического труда, основанного на разведывательной информации, как открытой, так и агентурной. Объем его - 307 рукописных страниц, его подготовили офицеры Николаевской военной академии в середине шестидесятых годов, более точная дата неизвестна. Представляется очевидным, что слушатель академии и будущий разведчик Артамонов накануне столь ответственной командировки не мог не ознакомиться с «Обзором».
Во «Введении» «Обзора» обозначена общая характеристика целей, которые преследуют на Балканах Франция, Англия, Австрия и Россия. А дальше - подробнейшее, и в то же время максимально сжатое описание экономического, военного, военно-экономического, мобилизационного и т.д. потенциалов Турции.
Вот лишь краткое обозначение глав «Обзора»: «Территория» (главная особенность - большая территория и очень протяженная граница; подробный анализ военно-географического положения по территориям и по направлениям; особое внимание обращено на пути сообщения: моря, порты, дороги, реки); «Народы» (38 млн. человек, т.е. 600 человек на кв. милю; в европейской части 39 процентов населения славяне, 13 османы, 26 румыны; в европейской части треть населения мусульмане, 63 процента православные христиане; приведено соотношение мобилизационных ресурсов России и Турции, а также Сербии, которая рассматривается как союзник России и пророссийски настроенных болгар; анализ межнациональных противоречий; история болгар, сербов, боснийцев и других народов, проживавших на Балканах); «Материальная и нравственная история народа. Торговля» (характеристика земледелия, климата, почвы, сельского хозяйства в целом; анализ промышленности; торговля и характеристика флота; важный момент: подробно рассказывается о недостатке национального воспитания и образования у славянских народов, особенно со стороны духовенства); «Государственное и гражданское устройство. Финансы» (армия и флот «съедают» 47 процентов дохода, двор - 11; анализ внешнего долга Турции - ежегодный дефицит бюджета составлял 52,5 млн. франков); «Вооруженные силы Турции» (эту главу можно смело включать в учебники по подготовке военных разведчиков, настолько полно и подробно рассказано об истории, тактике, английских советниках, устройстве и вооружении армии, где какие соединения дислоцируются, о системе комплектования, анализ офицерского корпуса, хозяйство полка, денежное довольствие, форма, система обучения, характеристика армий зависимых государств, флот и т.д.)...
Даже это беглое перечисление глав «Краткого обзора» свидетельствует, насколько грандиозная работа предшествовала его составлению. А ведь подобный труд до наших дней сохранился далеко не единственный! Вот лишь некоторые из документов, которые хранятся в российском Военно-историческом архиве и которые автор данных заметок держал в руках.
Сведения неизвестного автора о Вооружённых силах Турции за 1876 год. Список судов турецкого военного флота - октябрь 1875 года. Рапорт от 1875 года о Вооружённых силах Турции и об их сосредоточении у границы с Сербией. Донесения военного агента в Константинополе полковника Франкини о состоянии турецкой армии. Зарисованные планы некоторых турецких фортификационных укреплений. «Очерки Балканского полуострова» майора Д. Скалона, написанные в 1872 году (с именем этого интересного человека мы ещё встретимся)...
Следует обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Николаевская академия Генерального штаба в те времена собрала в своих стенах немало умнейших голов, которые прививали слушателям не просто знания - умение мыслить и анализировать факты; одно имя Драгомирова, который ещё в чине капитана состоял здесь профессором, а потом дослужился до поста начальника, чего стоит! Так, только в 1862 году несколько преподавателей Академии издали несколько трудов по военной истории, военной теории и практике. Напомним: именно у них в недалеком будущем учился наш герой! Скажем, профессор военной истории генерал-лейтенант Богданович в «Русском вестнике» опубликовал одну из глав своего фундаментального труда «История 1813 года» «Союз армии и полководца»; полковник Беренс в «Военном сборнике» напечатал сочинения о военном хозяйстве; подполковник Глиноецкий подготовил публикации для всех выпусков «Военного сборника», в том числе статью «Военное обозрение границ России»... К слову, умница и эрудит Глиноецкий - ещё одна несправедливо забытая личность российской истории.
Ну а теперь вернёмся к нашему герою. Кстати, именно в те дни, когда он только начинал обучение в Академии, здесь состоялась конференция по обсуждению «Собрания условных знаков для топографических карт и планов», составленного капитаном Устьянцевым. Это сегодня для умеющего читать карту условные обозначения на ней представляются привычными и даже очевидными. Но ведь так было не всегда – как и алфавит, их некогда требовалось придумать, да ещё такими, чтобы картографу не составило труда наносить их на схематическое обозначение местности, а полевому командиру – распознать.
Не тогда ли у Николая Дмитриевича зародилась страстная любовь к картографии, которую он пронес через всю жизнь?..