Фундамент частного дома - важный этап в строительстве, ведь от качества его изготовления зависит устойчивость конструкции и её целостность. Для расчёта параметров фундамента существуют специальные компьютерные программы, которые позволяют получить готовый чертеж проекта фундамента. Далее в статье пошагово рассказывается, как правильно заливать фундамент.
Разметка для фундамента
Разметка на грунте осуществляется с помощью деревянных кольев и бечёвки. Перенесите все размеры на землю, согласно плану готового чертежа. Во внешнем и внутреннем углах забейте колья и протяните между ними шпагат. Чтобы проверить точность фундамента квадратных или прямоугольных помещений, диагонали между противоположными углами, которые должны быть равными, измеряются шпагатом.
Траншея под фундамент
Перед заливкой фундамента под дом необходимо выкопать траншею для его углубления в грунт в соответствии с расчётами. Траншею можно выкопать самостоятельно по уже готовой разметке. В этом случае вы получаете швеллер с ровными краями, уже готовый к заливке бетона и не требующий дополнительной опалубки. Вы можете нанять экскаватор. Этот способ намного быстрее. Но в итоге мы получим неровную траншею с рваными краями и неточными углами, что требует установки опалубки для соблюдения точных размеров. Настил требуется, если необходимо поднять фундамент на определенную высоту.
Установка опалубки
Профнастил - это доска из досок определенного размера, установленная вертикально в траншее, необходимо придать фундаменту необходимую форму и соответствие высоте при заливке бетона. Бетон имеет значительный вес и при его заливке панели опалубки могут разойтись в стороны. Чтобы этого не произошло, щиты нужно скреплять между собой, не нарушая ширины фундамента. Нижняя часть щитов обычно скручивается металлической проволокой, верхняя часть сбивается деревянной доской-перемычкой, уложенной по ширине.
Монтаж и крепление арматуры
Перед заливкой фундамента необходимо установить дополнительную арматуру из стальных ребристых прутьев, которая служит для повышения прочности самого фундамента и его устойчивости к разрушающим нагрузкам. Бетонная арматура предохраняет фундамент от расколов при угловой нагрузке. В фундаменты с квадратным или прямоугольным сечением достаточно положить 4 продольных стержня.
Закрепите прутья толстой проволокой таким образом, чтобы прутья были ближе к углам в поперечном сечении фундамента. Для облегчения работы можно с помощью тонкой проволоки скрепить ребристые стержни толстой монтажной проволокой. Монтажная проволока, поддерживающая металлические стержни нужной квадратной или прямоугольной формы, устанавливается с интервалом в 1,5 - 2 метра. Собранный металлический каркас подвешивается на определенной высоте за деревянную перемычку, чтобы при заливке бетона каркас оставался в центре фундамента, а не лежал на дне. При необходимости металлический каркас необходимо дополнительно укрепить, чтобы при заливке бетона он не смещался от центра поперечного сечения фундамента.
Подготовка и заливка бетона
Перед заливкой фундамента необходимо приготовить высококачественный бетон с соблюдением пропорций. Пропорции рассчитываются в специальных программах с учетом высоты строения, толщины стен и используемых строительных материалов.
Бетон для фундамента состоит из следующих компонентов:
- речной песок;
- цемент марки М400 или М500;
- щебень или гравий в качестве наполнителя;
- пресная вода;
- добавки (пластификаторы для придания текучести).
Чтобы сэкономить время и силы, лучше всего воспользоваться электрической бетономешалкой или заказать автобетоновоз, который оснащен дренажной трубой. Бетон заливается сразу на весь фундамент без перерыва, предотвращая затвердевание отдельных участков. После заливки бетона необходимо устранить пустоты и пузырьки воздуха, которые образуются при быстрой заливке. Для этого используются специальные электрические вибраторы, которые погружаются в бетон и устраняют пустоты. В домашних условиях можно использовать обычную кувалду, нанося легкие удары по боковым и торцевым элементам опалубки. Максимальную прочность бетон приобретает через 18-20 дней, но опалубку можно снять через 36-40 часов.