Найти тему
Ликбез

Архипелаг - не ГУЛаг

Одним из очень широких обобщений, касающихся эпохи массовых репрессий в СССР, является представление о всеобъемлющем характере дисциплинарно-карательной системы ГУЛаг, которая, как известно - архипелаг.

Особое место в архитектуре этого архипелага, как многие считают, занимали карательные структуры Северо-Востока необъятной Родины, то есть в зоне ответственности суперорганизации - треста Дальстрой.

На самом деле большую часть недолгой истории Дальстроя его отношения с системой ГУЛаг были поверхностными и заключались в основном в поставках заключенных в ИТЛ. Другими словами, Дальстроевский архипелаг - это не ГУЛаг, а отдельная группа островов, к большей части которых был применим термин Севвостлаг (он же УСВИТЛ, Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей, СВИТЛ, Северо-Восточный ИТЛ, Исправительно-трудовой лагерь Дальстрой, Управление исправительно-трудовых лагерей Дальстрой). Однако и это будет не совсем точным, потому что одной из важных черт системы управления в тресте, несмотря на военизированный характер, была крайне запутанная административная система. Смена организаций, которым были подведомственны исправительно-трудовые лагеря происходила быстро и в этих перетасовках трудно найти логику. Не то, чтобы её не было, просто она была ситуативна, подчинялась практическим задачам.

Собственно и сам Дальстрой подчинялся сначала Совету труда и обороны СССР, затем недолго Совету народных комиссаров (1937-1938 гг.), а уже 4 марта 1938 года наконец стал частью структуры НКВД, которая сама была супероганизацией - её цели ширились от борьбы с преступностью и шпионажем до защиты границ и хозяйственной деятельности на особо важных направлениях (как добыча золота или урана), а также индустриального освоения новых территорий, стройки стратегически важных объектов.

С 1946 года НКВД преобразован в МВД, а Дальстрой оставался придатком этой структуры, постепенно расширившимся до 3 млн. кв. км. Министерство внутренних дел по сути обладало внутри СССР своим собственным огромным государством по площади превосходившим большинство существовавших государств мира. Сегодня Дальстрой стоял бы на 8 месте - между Индией и Аргентиной.

Структура управления и снабжения по-прежнему оставалась весьма странной и запутанной. Доходило до того, что на одном месторождении могло быть параллельно две системы снабжения, то есть работало два ведомства. Так было на руднике Бутугычаг. На нём добывали одновременно касситерит и урановую руду. Оловянную добычу в итоге отдали Чаунскому ИТЛ, т.к. основная оловодобыча была на Чукотке, а уран остался в ведомстве КГБ. По линии КГБ было хорошее снабжение и отношение к заключенным и вольнонаёмным, а вот "подведам" Чаунского ИТЛ повезло много меньше. Тем не менее, место было страшное как для одних, так и для других. По расхожей легенде в Бутугычаге погибло около 380 тыс. заключенных за 10 лет, что, конечно, является выдумкой, т.к. за всю четвертьвековую историю треста Дальстрой недосчитался вдвое меньшего количества заключенных.