В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали от Господа слова, в которых выражено то, что необходимо нам для достижения спасения: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут» (Ин. 15:7).
Понятно, о чем идет речь во второй части фразы. Слова Господа в нас пребывают когда мы читаем Евангелие. И не просто читаем, но принимаем с полным доверием, сохраняем в уме и сердце, а не так что, по пословице, слова в одно ухо вошли, а из другого вышли.
Это первое условие для спасения, но не единственное, потому что сказано также: «Если пребудете во Мне».
Как мы можем пребывать во Христе? Здесь уже становится ясно, что, вопреки протестантам, одного лишь чтения Библии недостаточно для спасения. Даже чтения, совмещенного с верой в то, что написано. Если мы прочитали, например, книгу Достоевского, разве можно сказать, что мы теперь пребываем в самом авторе, в Достоевском? Нет, конечно. Поэтому только лишь читая Евангелие мы еще не во Христе.
Господь требует: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4) и это взаимное пребывание описывает в образах, подразумевающих самую теснейшую органическую связь. «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15:5), - говорит Он здесь, а в другом месте апостол Павел пишет: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27), «мы члены тела Его» (Еф. 5:30). Как руки и ноги с телом, так и ветви с деревом имеют самое непосредственное сущностное единство. И в этом уникальность христианства, потому что, в отличие от многих других религий, которые говорят о Боге, мы не довольствуемся тем, что просто верим в Него, размышляем о Нем, молимся Ему.
Мы стремимся прикоснуться к Нему и войти в самое глубокое единство.
Как говорил святитель Николай Сербский, это отличительная черта именно Православия – стремление прикоснуться к Богу. А Он желает прикоснуться к нам. Поэтому Евангелие сообщает, что Иисус часто исцелял через прикосновение, хотя мог исцелять и словом. В свою очередь больные «просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его, и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:36), и «приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10:13), а Фома захотел коснуться тела Христа, чтобы убедиться, что Он действительно воскрес (Ин. 20:25), и Господь дал ему такую возможность.
Вот этот опыт живого прикосновения нас к Богу, и Бога к нам, и не только краткого прикосновения, но сущностного единства, является уникальным даром Господа нам. Ради этого Он к нам пришел, спас нас, очистил наше естество в Себе, освятил его, чтобы мы достойны были прикосновения Бога. Потому что к нечистому Бог не прикасается, и тем более не будет пребывать в нем.
Как же мы пребываем во Христе, а Он - в нас? Через таинства Церкви.
Во-первых, крещение. Как говорит Священное Писание о крещении: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27), то есть как бы оделись Христом. Через крещение мы становимся членами Его тела или же ветвями Его лозы. Но еще в большей степени этому содействует таинство Евхаристии, когда мы принимаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, и Он буквально оказывается в нас, а мы оказываемся в Нем, становясь через причастие Его Телу частичками тела Христовой Церкви. Об этом пишет апостол: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17). Итак, вторым необходимым условием спасения является пребывание во Христе посредством вхождения в Церковь, которая есть «тело Его» (Кол. 1:24) и приобщение к таинствам церковным. А на самом деле это даже первое условие, потому что Иисус поставил пребывание в Нем на первом месте, а принятие Его слов – на втором. Только когда человек пребывает в подлинной Церкви Христовой, изучение Писания служит его спасению.
Но кроме этого Господь в сегодняшнем евангельском чтении указывает: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Отец Мой отсекает… а такие ветви собирают и бросают в огонь» (Ин. 15:2,6). А значит, ни пребывание в Церкви, ни приступание к таинствам, ни чтение Евангелия не помогут нам, если мы при этом не приносим плода – совершенствования в добродетелях. То есть, читая Писание, нужно стараться жить по нему, исполнять волю Божию, выраженную в заповедях, изменять себя в соответствии с учением Христовым.
Итак, вот эти три условия, необходимые для нашего спасения: вера во Христа и в Его учение; приобщение Его Церкви и таинств, установленных Им в ней; и жизнь в соответствии с учением Христовым. И говоря о том, что мы должны приносить плод, Господь подчеркнул: «без Меня не можете ничего делать» (Ин. 15:5). Это очень важно. Чтобы духовные плоды наших добрых дел не украл у нас дьявол через тщеславие, все наши добрые дела мы должны приписывать действию Христа в нас, а не себе самим. Бог создал нас – и не только создал, но и поддерживает наше бытие, как апостол говорит, что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Он дает нам и разум, и силы совершать добрые дела, и саму возможность. Так что действительно все доброе, что мы совершаем во имя Христово, мы совершаем не сами по себе, но Он действует в нас. Помня об этом, мы можем уберечь себя от самовосхваления и тщеславия. Если мы кому-то сделали что-то хорошее, то должны не от людей ждать благодарности, а сами благодарить Господа за то, что Он сподобил нас совершить это дело, а вернее, Сам совершил его через нас, недостойных. Имея такое настроение и понимание, мы сможем принести плоды, угодные Господу.