Наставничество – важный элемент педагогической практики студентов специальности «педагогический дизайн программ естественно-научной и технической направленности» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, которая организована для студентов на базе ДТДиМ имени А.П.Гайдара.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Наставничество как форма передачи опыта может быть реализовано в совершенно разных ситуациях, возрастных периодах, в работе с разными людьми. Начиная с детского сада, где воспитатель может выступать в роли наставника, или на производстве, где молодого специалиста определяют в «подмастерья» к опытному работнику, который будет передавать свой опыт в процессе работы. Это может быть ментальный или духовный наставник, который ведет человека по его духовному пути. То есть наставник – это человек, который делится своим опытом и передает знания.
В нашем случае наставник – это руководитель педагогической практики, которая организована для студентов на базе ДТДиМ имени А.П.Гайдара. Поэтому для нас наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством опытного и квалифицированного педагога. Смысл наставничества заключается в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказании ему помощи и поддержки.
Один из базовых принципов педагогики «делай как я» работает не только с детьми, но и со студентами. У молодых педагогов, только вышедших в большую профессиональную жизнь, еще не сформирован собственный стиль проведения занятий, как правило, это сборная композиция из различных стилей, которые студент позаимствовал у своих педагогов или нашел в книгах. А наставник педагогической практики сможет провести своего подопечного «над пропастью» профессиональных трудностей, обратит его внимание на самые сложные моменты профессиональной деятельности и поможет их преодолеть.
На практику во Дворец творчества приходят студенты вузов. Магистерская программа «Педагогический дизайн» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета направлена на подготовку педагогов естественно-научной и технической направленностей. Выпускники программы в будущем могут стать администраторами или методистами образовательных учреждений, но главная цель программы – подготовка педагога, способного к реализации актуальных, передовых, наиболее продуктивных норм педагогического мастерства.
Для того чтобы представить магистрантам опыт педагогического дизайна, дать им возможность собственных практик, во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара их знакомят с наставниками – наиболее квалифицированными педагогами образовательной организации. Некоторые из этих педагогов-наставников сами стали специалистами в области педагогического дизайна, освоив соответствующую программу. Они помогают практикантам сориентироваться в мире дополнительного образования.
В чем же заключаются роль наставника и суть его работы с магистрантами по специальности «педагогический дизайн»?
Педагогический дизайн – это относительно новая в системе образования дисциплина. Педагогические дизайнеры могут квалифицированно разрабатывать современные образовательные программы, быть наставниками, помогать им адаптироваться в образовательной организации, контролировать качество занятий, разрабатывать тексты образовательных программ, в том числе содержание воспитательных разделов программ, готовить эффективные мероприятия, ключевые события, проекты для обучающихся той или иной программы.
Наставники – мастера в области педагогического дизайна могут обеспечить преемственность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ознакомительного, базового и углубленного уровней и соответствие содержания программ критериям данных уровней. Старшие методисты Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара занимаются общими вопросами развития образовательной организации как системы. Их функции в разработке целей и задач, норм и условий развития организации многогранны. Педагогический дизайнер может взять на себя практическую сторону управления в сфере разработки, обновления и реализации образовательных программ в образовательной организации.
Основные задачи педагогического дизайнера, которые решают студенты-практиканты по специальности «педагогический дизайн программ естественно-научной и технической направленности» ИНО МГПУ в ДТДиМ имени А.П.Гайдара под руководством своих педагогов-наставников, состоят в следующем:
1. Анализ целевой аудитории. Нужно понять, на что есть спрос, что нужно потенциальным обучающимся. Если потенциальные обучающиеся желают рисовать, то вряд ли занятия робототехникой будут массово востребованы в данной ОО.
2. Анализ программ. Необходимо проанализировать цели и задачи тех программ, которые предлагаются в ОО, сопоставить их с пожеланиями и желаемыми результатами освоения программы целевой аудиторией.
3. Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
4. Выбор средств и методов обучения.
5. Работа с цифровыми средствами обучения. Поскольку программы могут быть как очными, так и дистанционными или гибридными, для каждой необходимо рассматривать различные методы и средства.
6. Работа в соответствии со ФГОС и другими требованиями образовательных организаций, соответствие нормативным документам.
7. Обеспечение результативности программы. В дополнительном образовании результатом освоения программы является участие обучающихся в конкурсах.
В практике решения этих задач формируются и компетенции магистрантов.
После анализа программ и наблюдения за проведением занятий как в очном, так и в дистанционном формате студенты получают возможность провести занятие по выбранной программе под чутким руководством своего наставника. Также с целью освоения современных инструментов и средств образования магистранты разрабатывают занятия и представляют свои наработки в библиотеке Московской электронной школы. Занятие разрабатывается тоже с помощью наставника, который следит за успехами своего практиканта. Для того чтобы понять потребности целевой аудитории и разобраться в тонкостях системы дополнительного образования, практиканты анализируют до восьми программ разных направленностей, тем самым получая возможность пообщаться не только со своим наставником, но и с другими педагогами организации дополнительного образования.
Магистранты учатся тому, как в текстах образовательных программ отражается система обучения и воспитания. Как цели и задачи приводят к заявленным результатам и связаны между собой содержанием программы. Они сами становятся организаторами и участниками воспитательной работы, соревнований, выступлений обучающихся, походов в музеи, просмотров обучающих фильмов, утренников и мероприятий с родителями детей.
Одним из новых, перспективных подходов к обновлению образовательных программ является установление содержательных связей между смежными дисциплинами и программами разных направленностей, например историей и биологией, физикой и программированием и т. д.
Каждый педагог в роли наставника ведет за собой своих учеников, а наставник практикантов – учитель учителей. Мы можем изменить все что угодно в нашей жизни, но в глубине души каждый из нас хранит то тепло, которое он получил от своего любимого педагога, своего самого важного наставника, и только от нас зависит, пойдет ли это знание, это тепло дальше.
Наставничество – своего рода эстафета. Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара к эстафете освоения и передачи наиболее значимых ценностей содержания и технологий образования подключены педагоги, обучающиеся по специальности «педагогический дизайн программ естественно-научной и технической направленности» ИНО МГПУ.
Сотрудничество учреждения дополнительного образования и университета, педагогов и студентов, практика их совместного творчества дают значительные и интересные результаты, обеспечивают развитие образовательных организаций, профессиональные перспективы студентов и успехи детей.
Елена МОЛЧАНОВА, заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;
Камила ХАЛИКОВА, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».