Найти тему

Когда Чехия была православной. Святой Прокопий Сазавский.

Будущий покровитель земли Чешской, Прокопий Сазавский, родился в славянской семье богемских крестьян, приблизительно в 970 году.

В родительском доме изучил славянскую грамоту, составленную век назад Кириллом и Мефодием.

Святые Кирилл и Мефодий. Брянск, памятник открыт в 2018 году. Изображение из открытых источников.
Святые Кирилл и Мефодий. Брянск, памятник открыт в 2018 году. Изображение из открытых источников.

С детства отличался благочестием и стремлением к знаниям. Видя это, его добрые родители отправили юношу в Моравию (часть современной Чехии) в город Велеград, одно из немногих мест, где преподавание велось на славянском языке, а не на латыни.

Город имел особенное достоинство среди чешских селений. В нём проповедовал святой Мефодий, в нём же преставился в 885 году.

Велеградский монастырь. Основан в 14 веке, ныне принадлежит католическому ордену иезуитов. На переднем плане Крест с символами папства, поставлен в конце прошлого века, в память о визите римского понтифика. Изображение из открытых источников.
Велеградский монастырь. Основан в 14 веке, ныне принадлежит католическому ордену иезуитов. На переднем плане Крест с символами папства, поставлен в конце прошлого века, в память о визите римского понтифика. Изображение из открытых источников.

Там, пройдя обучение, был рукоположен в священники и отправился в земли Богемии проповедовать Слово Божье. Мы можем только представить, какие преграды на этом пути ему ставили латиняне. Впрочем, они еще дадут о себе знать в дальнейшем.

Спустя некоторое время, решив по примеру восточных монахов-пустынников, удалиться от людей и поселиться в скиту возле реки Сазава.

Отец чешской истории, знаменитый хронист Козьма Пражский, живший с 1045 года по 1125, оставил в своей хронике обширное описание событий тех дней: " он расположился на выступе одной заброшенной пещеры, в которой, как говорят, обитала тысяча демонов, и там, воздвигнув против псов пороков, напора духовных беззаконий и стрел внушений оплоты добродетелей, какими только мог себя защитить, начал мужественно сражаться, молитвами, бдениями и постами разбивая их о камень, который есть Христос. Итак, в то время как он, избавленный в любезной ему пустыни от катастроф мирских бурь и скрытый от всех, долгое время неустанно сражался за Бога, милостивый промысел Божий не захотел скрывать расположенный на горе город и прятать свечу под сосудом, но пожелал, чтобы она открыто светила во славу и в похвалу Его имени в пример многим верующим."
Изображение Козьмы Пражского из Лейпцигского списка хроники. Изображение из открытых источников.
Изображение Козьмы Пражского из Лейпцигского списка хроники. Изображение из открытых источников.

В тех дремучих краях любил охотиться на оленей будущий чешский князь Ольдржих (в западной традиции Ульрих или Удальрих) Пржемыслович. Именно во время такой охоты, он случайно наткнулся на пещеру с жившим в ней Прокопием.

"Итак, сперва он (Ольдржих- прим. автора.) удивился необычайности этого дела, а затем, сбавив тон княжеской властности, с душевной бодростью и сладкой приветливостью слов по порядку расспросил обо всём: кто он и из каких краёв пришёл, и по какой причине такой славный и столь незаурядный муж решил поселиться в этой пустоши. Прокопий, коротко и смиренно отвечая на его вопросы, по порядку изложил всю правду о том, как было дело, и, наконец, добавил, что он из любви к Богу и в надежде на небесное воздаяние решительно отрёкся от мира и, если будет угодно Богу, желает упорствовать в этой пустоши до самого конца."

Святой муж упросил княжича построить на том месте церковь, посвященную Иоанну Предтечи. Было это не ранее 1012 года.

Икона Святого Прокопия. Изображение из открытых источников.
Икона Святого Прокопия. Изображение из открытых источников.

К Прокопию приходили люди, также желавшие провести жизнь в уединении и молитве, и вскоре вокруг него собралась монашеская братия. Так был основан Сазавский монастырь, богослужение в котором велось на славянском языке. Сам Святой не искал для себя участи настоятеля и всячески уклонялся от просьб Ольдржиха и его знати об этом.

"...боясь возвышаться над остальными, с величайшим упорством кротости и смирения наотрез отказывался, говоря, что он человек неопытный и недостойный, и не сможет оказать подданным услугу послушания, приводя в качестве свидетеля обзора своей души Бога, который один знает все тайны."

Ольдржих оказывал своё покровительство монастырю, всячески защищая его от попыток латинян прибрать к рукам Святое место. Дело Ольдржиха продолжал и его сын, богемский князь Брячислав (или Бржетислав).

Скульптура князя Брячислава I. Изображение из открытых источников.
Скульптура князя Брячислава I. Изображение из открытых источников.

Он также с завидным упорством увещевал Прокопия принять монастырь под свою руку.

"Побеждённый всей страстностью просьб, а также любовным увещеванием и обходительностью вельмож, он насильно был поставлен игуменом. Итак, совершив торжественное возведение в сан, князь Бржетислав первым делом закрепил княжеской властью тот дар, который его отец сделал этому отцу ещё до получения игуменства, а именно, реку Амилобус , протекавшую внизу от Милобуц до самой пещеры, которая зовётся в народе Закольницей, с лугами и лежащим вокруг лесом; затем, не желая, чтобы отцовские установления были отменены... сам подал иск, сам разрешил тяжбу и вновь подарил отцу Прокопию все выгоды от вод и леса в названных гр
аницах, а поля и луга... выкупил за 600 денариев и вновь закрепил за Прокопием при указанных в грамоте и законных свидетелях. Наконец, он также из собственной щедрости ради спасения своей души передал этому игумену и его преемникам в вечное владение землю, которая находится рядом, вплоть до леса Стрновник, а также деревню Скрамник, один пруд и деревянную пристройку для ловли рыбы, приобретённую за сто денариев."

Когда Прокопий стал игуменом, он не вознесся над братией и не проявил властолюбия, которое ,как известно, во многих дремлет до времени. Наоборот, стал вести жизнь ещё более кроткую и смиренную. Не было такого человека, который, придя в монастырь, не нашел бы там помощи и утешения.

Помимо всего прочего, Святой Прокопий Сазавский приложил руку к созданию так называемого Реймсского Евангелия, более ранняя часть которого написана на кириллице, более поздняя- на глаголице. Я не буду углубляться в историю этого литературного памятника, но отмечу несколько моментов для понимания.

Реймсское Евангелие известно в первую очередь тем, что именно на нём приносили клятвы французские монархи во время коронации. Примечательно, что сами французы толком не понимали, на каких языках оно написано. Только в начале 18 века, благодаря русским гостям оно было прочитано впервые за многие века. Считается, что сам царь Пётр Алексеевич, в 1717 году сумел прочесть первую часть, написанную на кириллице.

Позднее, уже в 19 веке, польский палеограф Людвиг Корвин Ястржембский окончательно доказал славянское происхождение Евангелия. Также он один из первых привел доводы в пользу того, что кириллическая часть была написана в 30е годы 11 века рукой Прокопия Сазавского.

О том, как попало это Евангелие на территорию Французского королевства, историки спорят и по сей день. Ранее, была весьма популярна версия, что это Евангелие- часть приданного русской княжны Анны Ярославовны.

Но выдающийся (а у нас все выдающиеся) отечественный историк Сергей Михайлович Строев, еще в 30е годы 19 века опроверг эту версию в своём труде "Описание памятников славяно-русской литературы, хранящихся в публичных библиотеках Германии и Франции", изданном уже после его смерти, в 1841 году. Он также, приписывал честь создания Реймсского Евангелия самому Прокопию.

Вот, что он пишет: " Славянскую часть писал сам — отец (Аббат) Прокопий своею рукою."
Страницы из Евангелия. Первая страница написана кириллицей, вторая- "хорватской" угловой глаголицей. Изображение из открытых источников.
Страницы из Евангелия. Первая страница написана кириллицей, вторая- "хорватской" угловой глаголицей. Изображение из открытых источников.

Ныне считается, что во Францию это писание попало из Лотарингии в середине 16 века. Правда, откуда оно в Лотарингии, тоже не совсем ясно. Лично мне попалось на глаза мнение, что оно было вывезено из Константинополя в 1204 году (читатели должны помнить, что в тот год произошло, две статьи написал, как-никак). Но увы, мне не удалось конкретно найти источник этого мнения, по сему, я не утверждаю,что это так.

Святой Прокопий в представлении католического иконописца. Изображение из открытых источников.
Святой Прокопий в представлении католического иконописца. Изображение из открытых источников.

Но вернемся непосредственно к Прокопию Сазавскому. За несколько дней до собственной кончины Христос открыл ему будущее. Прокопий призвал к себе своих братьев и рассказал им, что вскоре после его смерти монастырь будет захвачен латинянами, а сама братия будет подвергнута гонениям и будет вынуждена покинуть чешские земли. Святой Прокопий Сазавский скончался 25 марта 1053 года, о чем сохранилась запись в "Пражский анналах". По другой версии, 29 сентября.

Упомянутый выше Козьма Пражский, будучи уже без сомнения католиком, тем не менее не сдерживается в выражениях и честно описывает дальнейшие события: " В это время пророчество святого отца Прокопия исполнилось в полной мере. Ибо по наущению дьявольской ненависти многие завистники, составив ядовитые и клеветнические измышления, начали строить козни против аббата Вита (племянник Прокопия, ставший новым игуменом монастыря- прим. автора.) и его братьев при княжеском дворе и, забивая уши князя искусно выдуманной ложью, осыпать их всяческими поношениями, а именно, говоря, будто из-за славянской письменности они запутались и явно впали в еретическое и лицемерное учение; и постоянно уверяли, что было бы, мол, вполне пристойно изгнать их по этой причине и поставить на их место аббата и братьев латинского обряда. О зависть, о неописуемая злобная ревность! О проклятая зависть, о собранная отовсюду злоба, о неугасимый огонь!

В 1055 году, иноков монастыря обвинили в том, что славянская письменность вводит в ересь, и изгнали из монастыря. Они отправились в земли венгерские, где составили житие Святого Прокопия, но уже в 1061 году, князь Вратислав, сын Брячислава I вернул монахам их обитель.

К сожалению, в 1097 году монахи окончательно были выгнаны из собственного монастыря. Все земли, все права и привилегии были бессовестно переданы членам ордена Святого Бенедикта Нурсийского, установившие службы на латыни, без сомнения, такой родной для всех чехов. Все богослужебные книги на славянском языке были удалены из пределов чешского княжества. Часть из них, была сожжена, часть попала на Русь.

Остаётся только гадать, как сокрушался Святой Бенедикт, глядя на преступную несправедливость и жадность своих духовных чад по отношению к братьям- монахам, водимых Святым Прокопием.

В начале 14 века была начата грандиозная перестройка монастыря в готическом стиле. Увы, главный неф так и не был достроен, этому помешало гуситское восстание. В 1421, во время аббатства Невласа, монахи- бенедиктинцы были изгнаны из этой Святой земли. Монастырь стоит недостроенным и по сей день.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

В городе Мост, находящемуся в 85 км. от Праги, на улице Яна Жижки, православными чехами был основан монастырь посвященный Святому Прокопию, заступнику земли Чешской.

Вид на монастырь Святого Прокопия. Мост, Чехия. Изображение из открытых источников.
Вид на монастырь Святого Прокопия. Мост, Чехия. Изображение из открытых источников.

День памяти Святого Прокопия Сазавского 29 сентября. Решением Русской Православной Церкви его имя было включено в месяцеслов 9 марта 2017 года.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.