Найти в Дзене
Broken brain

Эффект ореола, как незаметно совершить ошибку?

Оглавление

Судить по первому впечатлению — ошибка.

Но мозг так делает автоматически и это не исправишь.

Хоть раз было такое, что человек вам сразу понравился? А потом, познакомились, узнали его поближе и разочаровались?

Уверен, подобная ситуация повторялась не раз.

Как работает эффект ореола или гало-эффект?

Эффект ореола — это искажение восприятия объектов, при котором, одно свойство или первое впечатление об этом объекте влияет на характеристику объекта в целом.

Причина гало-эффект заключается в потребности искать взаимосвязь у событий между собой. Это вызывает чувство контроля и безопасности. А еще когнитивные ошибки восприятия это способ экономить энергию для быстрого, автоматического принятия решений без усилий на размышления.

Примером проявления этого феномена служит исследование в котором ученые утверждают, что более симпатичные заключенные получают сроки короче, чем некрасивые преступники. Человеку сложно поверить, что миловидный, приятный на вид человек способен на преступление.

Моя встреча с эффектом ореола

Во время моей учебы в университете, я заметил следующую закономерность: в случаях, когда я развернуто отвечал на первый вопрос из билета на экзамене, меня гораздо меньше спрашивал преподаватель по остальным вопросам, если же я отвечал на первый вопрос плохо, а на остальные хорошо, то преподаватель задавал больше дополнительных вопросов.

Это классическое проявление эффекта ореола. Раз на первый вопрос студент ответил хорошо, значит он знает предмет и дальше его можно уже не спрашивать

Первое впечатление

Человек составляет свое мнение о другом человеке, всего за 13 миллисекунд. Именно от этого первого впечатления зависит, общее представление о его квалификации, характере, привычках.

Этот эффект демонстрируют такие фразы людей: «Он мне понравился с первого раза» или «У нас с самого начала не заладилось».

Поэтому у красивых, общительных, опрятных, вежливых людей больше возможностей из-за первого благоприятного впечатления, их чаще продвигают по службе, заключают с ними сделки, прощают их промахи.

Стереотипы

Стереотипы – это сформированная оценка, которая позволяет быстро оценить ситуацию и скорректировать свое поведение.

Вот некоторые из них, основанные на гало-эффекте:

  • Если человек носит очки, то он умный, много читает или работает программистом.
  • Толстый человек воспринимается ленивым или много играющим в видео игры.
  • Человек одетый, в дорогой костюм, с приятным тембром голоса и хорошей дикцией, воспринимается как деловой, чем человек в татуировках, с пирсингом и розовыми волосами на голове.

Этим приемом часто пользуются мошенники, чтобы вызвать у людей ложное чувство доверия.

Дорогие вещи

Люди покупают дорогие, модные, брендированные вещи, чтобы перенимать их ореол богатства и успеха. И этим повышать свою самооценку. Такие вещи выступают, как маячок, который сигнализирует что человек принадлежит к преуспевающей касте людей.

Диплом университета

Почему стоит поступать в престижный ВУЗ?

Если выпускник МГУ имеет диплом, но учился там кое-как, его с большей вероятностью выберет работодатель, если будет выбирать между ним и кандидатом, который имеет больше опыта и лучше подходит, но имеет не такой престижный диплом.

Недовольный покупатель

В розничных магазинах, когда покупатель недоволен обслуживанием, товаром или продавцом, он начинает считать, что сама организация работает плохо. Ореол, одной маленькой ситуации в торговом зале, распространяется на огромную корпорацию.

Вспомните свое ощущение, когда продавец вам хамил. Вы сразу подумали, больше сюда никогда не приду.

Знаменитости в рекламе

Для рекламы продуктов известных брендов приглашают популярных людей и лидеров мнений, чтобы те передали свой авторитет — товару.

Но знаменитости передают не только позитивную репутацию, но и негативную. Поэтому рекламодатели отказываются от сотрудничества со знаменитостями, которые испортили себе имя, как это произошло с Джонни Деппом после скандала с Эмбер Херд.

Упаковка товара

Упаковка влияет на то, как воспринимают в ней товар, если она невзрачная или сломанная, то товар будет восприниматься дешевым, плохого качества, и оттолкнёт покупателя.

Страна производитель

Германия имеет имидж страны производителя с качественной продукций.

На упаковках можно увидеть надписи: сделано из немецких компонентов, сделано по немецкой технологии, сделано на немецком оборудовании, разработано в Германии.

Таким образом промышленники пытаются использовать эффект ореола в целях повышения доверия покупателей к своему продукту.

Как обратить эффект ореола себе на пользу

Старая русская пословица — «в тихом омуте черти водятся», прекрасно описывает эффект ореола. За первым поверхностным впечатлением, сложно глубоко узнать характер человека, поэтому при знакомстве, дайте себе время узнать его поближе.

При первой встрече старайтесь сразу создать благоприятное впечатление о себе —опрятным внешним видом, дружелюбной манерой поведения, благопристойными соц. сетями — в общем максимально располагайте к себе людей, так увеличится шанс что выберут именно вас.

Смотрите на суть вещей и задачи, которые они выполняют, какую пользу они вам приносят. Упаковка, бренд, знаменитость, которая рекламирует товар, это важно, но не важнее сути зачем вы его купили.

Опасным проявлением эффекта ореола является не осознанная зависимость текущей оценки, от того, как в прошлом вы охарактеризовали этот объект. Не допускайте влияния прошлой оценки события, на текущую.

Подпишись на канал чтобы знать, как твое сознание тебя подводит☝️