Найти в Дзене
Исторические заметки

Дохристианская письменность славян. Возрождение забытой темы

Никогда такого не было, и вот опять! Казалось бы уже давно забили последний гвоздь гроб с "неопровержимыми" доказательствами дохристианской письменности славян, но нет - мозговая амёба восстает из небытия. И за последние пару месяцев Дзен пополнился очередными публикациями на эту тему. И вот, уже неоднократно и публично "поротый" канал Замалчиваемая история принялся двигать тему древней письменности на Руси. Я когда-то касался вопроса дохристианской письменности славян, но уже не думал, что придется вернуться к этой теме. Видимо я ошибался. Однако мне не трудно, кое-что повторить, или рассказать о том, о чем еще не рассказывал. Немного отскакивая в сторону, хочу обратить внимание своего читателя на то, что аргументов у большинства сторонников дохристианской славянской письменности не прибавилось, и многие авторы вынуждены раз за разом возвращаться к одним и тем же примерам и доводам. Время идет, доказательств до сих пор не найдено, а писать о чем-то нужно, так как кушать хочется. Поэт
Оглавление

Никогда такого не было, и вот опять! Казалось бы уже давно забили последний гвоздь гроб с "неопровержимыми" доказательствами дохристианской письменности славян, но нет - мозговая амёба восстает из небытия. И за последние пару месяцев Дзен пополнился очередными публикациями на эту тему.

И вот, уже неоднократно и публично "поротый" канал Замалчиваемая история принялся двигать тему древней письменности на Руси.

Я когда-то касался вопроса дохристианской письменности славян, но уже не думал, что придется вернуться к этой теме. Видимо я ошибался. Однако мне не трудно, кое-что повторить, или рассказать о том, о чем еще не рассказывал.

Немного отскакивая в сторону, хочу обратить внимание своего читателя на то, что аргументов у большинства сторонников дохристианской славянской письменности не прибавилось, и многие авторы вынуждены раз за разом возвращаться к одним и тем же примерам и доводам. Время идет, доказательств до сих пор не найдено, а писать о чем-то нужно, так как кушать хочется.

Поэтому снова и снова нам показывают "гороухщу", алекановские каракули и германские руны на бычьем ребре.

Но канал Замалчиваемая история в публикации "Дохристианская письменности на Руси - тема, замалчиваемая наукой" уже не ограничивается приведением традиционного набора "доказательств", а открыто именует чертами и резами насечки на Шигирском идоле. И не только. Вот выдержки из разбираемой публикации

Вот только несколько примеров и свидетельств наличия письменности у древних русов.
Самым древним свидетельством является найденный возле Екатеринбурга Шигирский идол возрастом 12000 лет . На нём имеется надпись, сделанная чертами и резами - системой древнего письма, состоящей из насечек, точек и черточек
В комплексе Серпиевских пещер на Урале, где были обнаружены свидетельства жизни людей 5000 лет назад, имеется надпись, сделанная тем же стилем письма, что и на шигирском идоле

И фотографии тут же имеются, для пущей убедительности. Я не поленился и сделал скрины прямо из публикации. На первом фото изображена берестяная грамота с кириллическим письмом (надеюсь, никому не надо объяснять - что это), подписана она как "Черты и резы".

По мнению "Замалчиваемой истории" никто не заметит, что это кириллица.
По мнению "Замалчиваемой истории" никто не заметит, что это кириллица.

А так же, доверчивому читателю показан амулет, найденный при раскопках в Старой Ладоге со скандинавской рунической надписью. Но в публикации это изображение подписано как "Древняя письменность наших предков".

Так-то это скандинавские руны, но что мешает это выдать за славянскую письменность?
Так-то это скандинавские руны, но что мешает это выдать за славянскую письменность?

В общем, поливая известной субстанцией историческую науку, автор, не краснея, сам идет на такой неприкрытый обман, что диву даёшься!

Черты и резы в трактате Храбра

Упоминания о неких славянских "чертах и резах" встречаются нам только в одном источнике - в трактате Черноризца Храбра о "Письменах".

Пишет Харбр буквально следующее:

"Прѣжде ѹбо словѣне не имѣхѫ писменъ. нѫ чрътами и рѣзами чьтѣхѫ и гатаахѫ погани сѫще. кръстивше же сѧ. римьсками и гръчьскыми писмены. нѫждаахѫ сѧ словѣнскы рѣчь безъ устроениа"

Что в переводе означает:

"Прежде ... славяне не имели букв (в одних копиях написано "письмен", в других "книг"), но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения..."

И всё, больше об этом никакой информации нет. Подробно я уже разбирал этот момент в другой публикации, больше прибавить нечего.

Шигирский идол

А вот Шигирский идол со славянскими чертами и резами, это конечно круто. При том, что найден идол этот на Урале. То есть там, где славяне не жили.

Ранняя реконструкция Шигирского идола. Полоски и зиг-заги, судя по всему, и есть черты и резы. Весьма информативные, не находите?
Ранняя реконструкция Шигирского идола. Полоски и зиг-заги, судя по всему, и есть черты и резы. Весьма информативные, не находите?

Мне вообще очень интересно, что мешает при такой-то логике, шумеро-аккадскую клинопись к славянам отнести? Если, в случае с Шигирским идолом, ни регион, ни возраст значения не имеют, то чего с Месопотамией стесняться? Наверное это оттого, что сейчас Урал входит в состав России. То есть получается, что в представлении мракобеса современные границы России существуют тысячи лет (Тартария?) и населена вся эта территория все века была только славянами... ну а кем же еще?

Серпиевские пещеры

Что касается Серпиевских пещер (Челябинская область), то о них я тоже писал в уже упомянутой выше другой публикации. Если кратко, то речь идет конкретно о пещере Колокольной, в которой имеются на стене какие-то черточки-полоски.

Впрочем судите сами, фото прилагаю.

Надписи в пещере Колокольной
Надписи в пещере Колокольной

Можете попробовать изучить фотографию в большом формате здесь.

При этом, не забываем, что пещера эта находится так же на Урале, где славянами и не пахло. Кто-то относит эти насечки к обитавшим в этих краях в бронзовом веке народам, а кто-то отсылает к старообрядцам, которые в своё время облюбовали эту пещеру и проводили в ней свои свои службы (отсюда и название её - Колокольная, так как на входе, говорят, когда-то был установлен церковный колокол).

В общем отнести все эти надписи к письменности, особенно славянской, можно только применив фантазию и отказавшись от всего, что известно об истории славян в принципе. Хотя чему я удивляюсь, ведь у нас даже Аркаим мракобесами признан тёплым ламповым славяно-русским, ведическим.

И да, сравните узоры Шигирского идола, надписи из пещеры Колокольной и знаки, изображенные на берестяной грамоте - одно и то же, не правда ли? Неправда.

-5

Хроники Титмара

Упоминается в статье так же немецкий хронист Титмар Мерзебургский. Главным трудом Титмара является Хроника и он работал над этим текстом весьма основательно до самой своей смерти в 1018 году.

Давайте сперва посмотрим, как пишет об этом автор разбираемой статьи:

немецкий хронист Титмар Мерзебургский (975 - 1018 г.г.) сделал четкое описание надписей на идолах в славянском храме Ретры. Он зафиксировал в своем труде, что на каждом идоле было записано его имя особыми, негерманскими рунами

Необходимо отметить, что письменные источники Титмара немногочисленны. Среди таковых можно отметить Кведлинбургские анналы, "История саксов" Видукинда Корвейского и хронологические данные из Мерзебургского синодика. В основном же хронист опирался на устную информацию.

А теперь открываем текст Хроники и читаем, что именно писал товарищ Титмар на интерсующую нас тему.

Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост...
В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.

Это и есть интересующий нас фрагмент из Хроник Титмара (Шестая книга). И это всё "четкое описание надписей на идолах в славянском храме Ретры". Предлагаю отыскать в этом тексте указание на "особые, негерманские руны". Нашедшему - печенька!

Во-первых, Титмар писал свой труд почти сто пятьдесят лет спустя после деятельности Кирилла и Мефодия, примерно в 1012 году. То есть уже почти полтора века как у славян письменность уже была. Во-вторых, земля "редариев", то есть союза племен, знакомого нам под наименованием "лютичи", расположена в Макленбурге, то есть под непосредственным влиянием и германцев и датчан, у которых руны были очень даже в ходу.

Страница Хроник. Взято из Википедии
Страница Хроник. Взято из Википедии

Но разве это может стать препятствием для доказательства настоящей собственной письменности славян? Разумеется нет, ведь скандинавские же руны автор к славянам восточным как-то привязал. Однако, продолжим знакомиться с доказательствами.

Описание славянских святилищ у Ал-Мас'уди

Другой древний историк Хассан Аль-Массуди, описывая другой славянский храм, сообщает о вырезанных на камнях предсказаниях

Ну вообще-то с текстом Ал-Мас'уди не все так просто, только это тема отдельная... Тем не менее, приведу текст, где описан этот храм

...дом, который находился у них на горе... Относительно этого дома есть известие о том, как он построен, о распределении в нем [различных] видов камней, о разнообразии их цветов, об устроенных в его верхней части отверстиях и о [свете], который [проникает] в эти сделанные отверстия при восходе солнца; о помещенных в нем драгоценных камнях и начертанных знаках, предсказывающих будущее...

Собственно всё.

Понятное дело, что сам арабский автор этого всего в глаза не видел, а только пересказывал "свидетельства". И что это за "дом", где он находится и о каких знаках идет речь - неизвестно.

При этом, если дополнительно ознакомиться с описанием другого "славянского святилища", то у Ал-Мас'уди можно встретить например следующее: "Он был построен из красного коралла и зеленого изумруда, в центре его — огромный купол, под которым находится идол, члены которого [сделаны] из четырех драгоценных камней: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя, — а голова — из червонного золота".

Памятник Ал-Мас'уди. Его называют арабским Геродотом. Так-то вполне себе выдающийся деятель был, жалко что его фундаментальные работы утрачены и тексты их знакомы нам лишь частично.
Памятник Ал-Мас'уди. Его называют арабским Геродотом. Так-то вполне себе выдающийся деятель был, жалко что его фундаментальные работы утрачены и тексты их знакомы нам лишь частично.

Подобное описание в арабской традиции свойственно в первую очередь типичным рассказам, на базе которых несколько позже сформируется жанр ‘аджа’иб, то есть "чудеса, диковинки". Отсюда красочные подробности, обилие золота и драгоценных камней в описаниях. И как ни крути, а о дохристианской письменности славян из этой работы судить не приходится.

Что еще?

Можно привести и другие свидетельства древней системы письма у наших предков.

Но вместо других свидетельств автор, от отчаяния, упоминает лишь такого выдающегося историка как Екатерина II.

Это признавала даже императрица Екатерина Вторая, немка по рождению, сообщавшая в своих "Записках касательно русской истории" : "Славяне задолго до рождества Христова письмо имели"
Надо полагать, императрица имела основания для такого утверждения
-8

Это что же такое делается-то, товарищи альтернативщики?! Как вы можете ссылаться на Романовых! На тех, кто пригласил на Родину Шлёцера, Байера и Миллера, на тех, кто рукописи сжигал, да ядерными бомбами Тартарию укастрюлил! Неслыханно!

Но, видать, на нехватке аргументов и Ектарина II - научный авторитет. При всем моем уважении к её заслугам перед Россией, причислять императрицу к учёным-историкам я бы не решился. Как и Ломоносова, опять же, не умаляя ничуть его успехов в других науках.

Однако же не будем отчаиваться! Может другие авторы Дзена докопались до чего-нибудь новенького? Вот (может быть и неполный) список публикаций вышедших за последние пару месяцев на эту тему.

  1. Канал История в историях выдал публикацию о рунической слоговой письменности славяно-руссов.
  2. Борис Новицкий вынул из пыльного шкафа воняющую нафталином тему "Велесовой книги"
  3. Канал Европейские ценности капнул в общий котёл публикацией "Немного о славянской письменности"
  4. И конечно же мой глубоко обожаемый BIOсфератум не смог в очередной раз не выспаться в этом вопросе.

Однако же, об этом мы поговорим в следующей статье, а на сегодня - отбой.

P.S. Друзья, канал канал Исторические заметки выражает признательность каждому, кто оказывает нам помощь в нашем нелёгком деле. Во многом именно благодаря вашей поддержке мы продолжаем публиковаться и радовать вас статьями!

Неравнодушные могут воспользоваться Системой Быстрых Платежей и оказать посильную помощь по номеру +7 902 914 37 00, банк получателя: Яндекс Банк, получатель: Юрий К.

Огромное вам спасибо!

ВНИМАНИЕ! Прежде чем прокомментировать статью, и во избежание недоразумений, пожалуйста, ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ.