Я прям даже успокоилась, почитав разные статьи по поводу развития детской речи в 2-3 года. Оказывается, у Машки все пучком. Не вау, конечно, но все в рамках нормы.
Из всего прочитанного сделала вывод, что нормой считается, если в 2 года ребенок:
- болтает много, даже если это его собственный язык;
- его словарный запас насчитывает от 10 до 300 слов (мы с Манюней пока в самом начале шкалы);
- умеет отвечать на заданные вопросы при помощи “да” или “нет”;
- прощается и здоровается (машет ручкой);
- понимает речь и просьбы взрослых (“Маша, отнеси штанишки в корзину с грязным бельем и захвати на кухне свою зеленую поилку” - вообще без проблем!);
- показывает рукой на разные объекты и пытается их назвать (“Мама, ава, ава…”).
Анализ среднестатистических ответов врачей-логопедов и дефектологов показал, что требовать от ребенка свободного владения 200 словами как только ему исполнилось два не нужно.
Однако логопеды рекомендуют внимательно следить за развитием речи и заниматься с ним постоянно. Насторожиться следует, если в течение длительного времени (на протяжении 2-3 месяцев) ребенок не прогрессирует.
Удивительно, но многие упражнения, которые рекомендуют делать с детьми для запуска речи, Машка делает самостоятельно с большим удовольствием.
Вот эти, например, развивают артикуляцию:
1. Показывает язык - дразнится (высунула - спрятала).
2. Показывает зубки (играем, называя наряду с другими частями тела и зубки - “А где у Маши зубки?” - “Гы, - говорит Маша, - выпячивает нижнюю челюсть, и улыба во весь рот).
3. Лакает молочко, как котик (любимое дело пролить на стол суп или молоко и устранять последствия язычком).
4. Звукоподражание (цокает, как лошадка, чмокает при поцелуе, мычит, как коровка, лает, как собачка)
5. Задувает свечку (но тут у Маши как минимум два конкурента - Василиса и Полина тоже любят это дело).
Звукоподражание
очень нравится Марусе. Она поет песенки (“ля-ля-ля”), показывает, как жужжит пчёлка, правда, в ее исполнении это звучит, как “ди-и-и-и”, может постучать в барабан (“та-та-та”).
Развитие моторики
у нас происходит при помощи очистки мандаринок от кожуры (причем, сами мандарины Маша не ест, отдает маме), собирания пирамидок, складывания игрушек в сумку или пакет, подбирания крошек со стола во время еды, отрывание кусочков от большого куска пластилина. А еще любит давать пятюню своим более взрослым подружакам или играть в ладушки. А вот “Сорока-ворона” что-то у нас не идет.
Из экспертных статей я отобрала несколько интересных занятий, которые, думаю, придутся по душе моему карапузу.
Игры на развитие слухового восприятия
Игра “Угадай, что звучит” мне показалась интересной и употребимой в наших реалиях. Знаю, что многие маленькие дети не любят и даже боятся закрытых пространств. Например, Саша лет до трех не могла сидеть в икеевском домике, который мы ей купили, когда ей было 1,5 года.
А Маша, наоборот, глядя на сестренок, и в занавески заворачивается, и под одеялами какие-то норки делает, и в туннелях лазает. Поэтому угадывать разные предметы, спрятанные, например, под то же одеяло ей будет интересно. Главное приготовить что-то интересное и разное в плане звучания - шуршащую бумагу, звенящий металлофон, деревянные палочки.
Подобная этой игра “В какой руке звенело” рассчитана на распознавание звука и отрабатывание лево-право.
Игра “Жмурки” у наших девчонок сейчас популярна. Я думаю, Маша вольется в коллектив.
Дыхательные упражнения, тренирующие речевой выдох
Простые упражнения, интересные ребенку и не напряжные для мамы (что мне особенно понравилось!:) - дуть на бумажные шарики или снежинки, рассыпанные на столе, пускать кораблики с бумажными парусами, дуть через трубочку в воду, чтобы сделать большие пузыри.
Пока так. начнем с них. Занятия Марусе точно должны понравиться и, будем надеяться, дадут толчок развитию речи.
Если вы нашли полезное для себя в этой статье, ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал. Я рада новым гостям.
А если хотите узнать, с чего началась история, читайте здесь: