Германия по уважительной причине не хочет отправлять свои танки «Леопард» на Украину. Если в Киев доставят немецкие танки, это будет означать войну между НАТО и Россией — и НАТО проиграет. Немецкое решение попросить больше времени для принятия решения о том, поставлять ли Украине танки «Леопард», на самом деле беззубо.
После консультаций и долгих размышлений Берлин мог бы. в конечном счете, принять решение о поставках вооружений. Они необходимы, чтобы нанести сильный удар по русским в давно объявленном весеннем наступлении Киева. Речь идет не только об иностранном давлении, но и о поиске новой судьбы для Германии, страны, которая более 30 лет делала ставку на новые отношения с Россией и Китаем, которые сейчас разваливаются.
Фактически Германия после длительного упадка Священной Римско-Германской империи в 17 и 18 веках сосредоточилась вокруг двух полюсов – Австрии и Пруссии. Они были движущей силой, которая построила современную нацию. Обе смотрели на Западную Европу (Францию, Испанию и Италию), чтобы прийти в форму, но их динамизм изначально исходил из-за пределов империи: Венгрия для Австрии и Померания для Пруссии. Когда каждый потерял эти родовые территории, Померанию и восточную часть Венгрии, они также потеряли свою стойкость.
Иммануил Кант, философский дредноут современности и отец немецкой логики, размышлял об этом, прогуливаясь по Кенигсбергу, ныне Калининграду, русскому анклаву между Польшей и Латвией. Кенигсберг восемнадцатого века ощущал ветры из Варшавы, был обязан своей жизнью Балтийскому морю и освещал своим светом западный горизонт. Но это был и пограничный город на границе восточного русского мира.
По окончании украинской войны, каким бы ни был исход, Россия будет вне Европы. Если она победит, новый железный занавес отрежет ее от остального континента на десятилетия, как тогда, когда Москвой правила Золотая Орда. Если она проиграет, политические американские горки могут сбить ее с пути на годы. В любом случае в Европе, от Балтики до Черного моря, через Польшу, Украину, Румынию и Болгарию появится новая зона значительного политического влияния.
Германия и Венгрия, граничащие с этой территорией, должны смириться с ней и больше не думать о том, чтобы пропустить ее, обратившись напрямую к России или Китаю. Берлин может захотеть вернуться к своим корням 17-го века, начиная с того, что было литовско-польским содружеством и что теперь может стать двигателем роста ЕС. Развитие новых отношений будет идти в ногу со скрежетом гусениц «Леопардов».
Тем не менее, люди в Германии и других странах утверждают, что война больше не идет только между Украиной и Россией. Если в Киев доставят танки, это будет война между НАТО и Россией — и НАТО ее проиграет. Аргумент не нов. На самом деле, впервые об этом заговорили во время войны во Вьетнаме в 1950-х и 1960-х годах. Франция и Америка тогда боролись не просто с Вьетконгом, а со всей советской властью. Десять лет спустя США переиграли СССР в Афганистане: моджахеды победили.
Тот факт, что США пережили политическое поражение во Вьетнаме, а СССР нет в Афганистане, возможно, объясняется двумя факторами. Демократии могут быть более устойчивыми, чем диктатуры, и Вашингтон ушел, пока не стало слишком поздно, приняв унижение, но выбрав выживание. Москва не могла; она выбрала отступление только тогда, когда было слишком поздно.
Кроме того, опыт длительного и расточительного участия Америки в Ираке и Афганистане с 2004 по 2021 год свидетельствует о том, что крупные державы должны избегать прямого участия в малых войнах, если у них нет четких политических целей и четко определенных планов их достижения.
Тем не менее, это не конец игры. Америку все еще можно втянуть в безвыигрышную войну с ужасными последствиями. Может быть, не в Европе, а в Азии. Если бы Северная Корея выступила против Южной Кореи, войска США, дислоцированные на юге, были бы втянуты. Война там может подорвать экономику Южной Кореи, разгромить Японию и быстро перерасти в ядерную конфронтацию, поскольку Пхеньян накапливает ракеты и атомные боеголовки.
По мнению западных стратегов, Москва или Пекин могут подтолкнуть Пхеньян к действиям против Сеула, стремясь открыть новый фронт и отвлечь внимание Запада без их непосредственного участия. Поставки оружия, поступающие в Россию из Северной Кореи, могут стать первым шагом.
Тогда Пхеньян был бы современным Вьетконгом или моджахедами, сражающимися с намного превосходящим противником и в любом случае унижающими его. Северная Корея гораздо более «одноразовая» — что ясно даже по выбору ее правителей, которые всегда пренебрежительно относятся к благополучию своего народа, — чем Россия или Китай в войне, и поэтому она может с большей вероятностью спровоцировать ядерную войну.
Преимущество ядерной войны на Корейском полуострове в том, что Северная Корея будет сражаться напрямую с американцами, без прямого участия китайских войск, как во многих других сценариях войны в Азии. Китайские войска будут связаны с противостоянием Индии, Тайваню и Вьетнаму, а американские войска — нет. Не исключено, что чем дольше будет продолжаться война в Украине, тем вероятнее будет этот сценарий. Поэтому Западная Европа, ищущая политического руководства в Германии, может захотеть поскорее прекратить украинскую войну, пока она не переросла в другой конец евразийского континента с непостижимыми последствиями. А может и нет. Берлин может быть слишком растерянным и взволнованным и тянуть с решениями до тех пор, пока не станет слишком поздно.
ФРАНЧЕСКО СИСЦИ