Все мы мечтаем, чтобы наши дети были особенными, потому что это заставляет нас чувствовать такими себя.
Но чего это стоит детям?
Некоторые родители так хотят вырастить Альберта Эйнштейна или Моцарта, что подталкивают детей к совершенству в определенной деятельности.
Все мы ощущаем прилив гордости, когда объявляем миру, что наш ребенок – отличник, выдающийся пловец, признанный актер, великолепный теннисист.
Маленькие дети особенно настроены на желания родителей и выжимают из себя все, чтобы утолить жажду нашего эго. Одна из причин, по которой мы толкаем ребенка к успеху, заключается в том, что мы пытаемся с их помощью доказать миру собственную ценность.
Мы сравниваем ребенка со сверстниками. Он лучше или хуже детей наших друзей? Лучше или хуже читает, пишет, проявляет себя в спорте? Мы ужасно хотим использовать весь потенциал своего ребенка.
Хотя от рождения дети не наделены земными заботами, они рано учатся быть частью соревновательного мира, в котором проведена четкая грань между теми, кто чего-то достигает, и теми, кто – нет. Дети легко усваивают, что их оценивают по внешним критериям: отметки, слова учителей, мнение сверстников.
К сожалению, так же рано дети узнают и о ярлыках:
синдром дефицита внимания,
гиперактивность,
первазивное расстройство развития,
особые образовательные потребности,
биполярное расстройство личности,
одаренность,
талант.
Дети понимают, что их поведение постоянно рассматривается под микроскопом. Стоит только немного не соответствовать социально принятой норме, и ты становишься объектом унижений.
Если мы учим ребенка, что успех в жизни зависит от достижений, то детство становится нацеленным на будущее, вместо того чтобы просто быть детством.
Неудивительно, что детство теперь – короткий период, если даже восьмилеткам ставят диагноз «биполярное расстройство личности»,
а четырнадцатилетние подростки страдают от расстройств питания, совершают попытки суицида или сами становятся родителями.
Я вижу нервозность вокруг себя повсюду. Почти каждый родитель устремлен в будущее. Так мало активного присутствия, так мало времени разглядеть необыкновенное в обыкновенном.