Модели джипов в «слепом масштабе» сами по себе не очень зрелищны. Их не спасает даже открытый сверху кузов, ведь его интерьер весьма спартанский просто по своей сути – машина максимально упрощена и удешевлена. Однако, в коллекции их иметь определенно стоит, хотя бы для того, чтобы подчеркнуть размеры иной военной техники. Поэтому я с большим интересом взялся за сборку смоляной новинки «Американский джип BANTAM BRC-40» от не запрещенной в России организации «Газойлер». Организация эта хорошо известная, но малочисленная. А на самом деле, перед нами продукт коллаборации «Газойлера» с иными энтузиастами, взявшими себе имя «FAT CAT MODELS». Кроме того, на коробке стоит логотип форума Format72. Так что определенно меры к запутыванию следов создатели модели предприняли. Посмотрим, что лежит внутри.
Деталей, очевидно, в наборе не много. Сам джип отлит в одну массивную смоляную деталь, вместе с рамой. Это абсолютно допустимое упрощение для столь маленькой модели, длиной чуть менее пяти сантиметров. Внимание проектировщика к мелочам дало результат – даже на внутренней стороне крыльев есть имитация заклепок (или головок болтов – я правда не знаю). Отлично вышла радиаторная решетка (да и сам выглядывающий из-за нее радиатор). Удивительно, но на верхней гладкой части капота совершенно нет усадки. Мастерство литейщика заслуживает всяческих похвал.
Сборка была начата с установки мостов. Передний мост на свое место поместился идеально. А вот с задним начались проблемы. Он никак не хотел одновременно касаться всех размеченных на раме точек крепления. Повозившись, я понял, что рессоры нужно подогнуть. Размягчив их в горячей воде, я сумел более-менее сносно расположить его. Проверкой стало надевание колеса на ось – корректность установки моста будет видна по положению колеса в колесной нише.
Карданов в наборе просто нет. Их предлагается изготовить из проволоки или тянутого литника. Совершенно непростительный подход. На выполненной по технологиям 3D-проектирования и печати модели, такие палочки выглядят нелепо. По-хорошему, стоило попытаться сделать карданы самостоятельно, но я решил отдать дань уважения безалаберности авторов модели и пошел по рекомендованному пути – установил обрезки тянутого литника. Так же самостоятельно предлагается изготовить рулевую тягу и выхлопную трубу. А вот тут ничего зазорного нет – из проволоки они выйдут изящнее и прочнее. Так же из проволоки я сделал скобы на бортах кузова.
Набор укомплектован фототравлением. Самая большая деталь – держатель запасного колеса. К сожалению, в моем наборе попалась явно перетравленная платка, и кронштейн просто рассыпался по линиям сгиба. Это не большая беда, по его образу легко сделать самодельный из тонкого пластика. Все равно он будет скрыт колесом практически полностью. Ну если конечно вы собираетесь его установить. На платке так же содержаться ремни, предохраняющие водителя и переднего пассажира от падения из машины. Мне они почему-то не понравились чисто эстетически и я их устанавливать не стал, хотя в наборе они получились вполне достойно.
Некоторая путаница возникла с зеркалом заднего вида. На корпусе нет разметки, куда его крепить, поэтому я просто руководствовался фотографиями и пролетарским чутьем. Защитные ограждения фар я спаял (предварительно согнув детали на вложенном в набор кондукторе), это придало им хорошую прочность.
Кстати, с фарами выявилась очередная проблема. Они просто не лезли на свое место. Вот совсем никак. Так же и по форме они совершенно не похожи на оригинал. Опытных глаз сразу установил, что фары в наборе – копия фар от «Эльфа». Которые на «Бантам» конечно же не подходят. Оставим это на совести производителей. А на модели я поменял их на фары из экскаватора от Ogurets Project, они подошли идеально. Задние бампера и фаркоп пришлось очистить от минимального облоя. После этого они точно сели на свои посадочные места.
Ветровое стекло отлито вместе с рамкой из прозрачной смолы. Это несомненно очень удобно для окраски, хотя перфекционисты могут не оценить его избыточную толщину. Меня же такое решение устроило. Единственное что – через толстое стекло под определенным углом видно серый цвет грунтовки рамы. Так что лучше подобрать грунт защитного цвета, ну или хотя бы черного. Дворник на настоящем «бантаме» был один, в наборе он выполнен фототравленым и вышел вполне убедительно.
Передние кресла я решил для удобства окрасить отдельно и уже потом приклеить. Задний диван отлит вместе с корпусом, а его спинку я установил до окраски. Рычаги внутри кабины вышли грубовато, но в целом терпимо, как и рулевое колесо. Так же в наборе есть фигурка водителя, отлитая вместе с креслом. Как я ни бился, поженить шофера с баранкой я не смог. Зачем он вообще включен в состав модели – еще одна загадка.
Декаль в наборе богатая для такой маленькой машинки, аж на шесть вариантов, включающая американские, советские, британский и даже трофейный немецкий варианты. Все подтверждаются фотографиями. Я выбрал американскую версию, ведь первый в мире джип должен быть «под родным флагом». Жаль, что в декали не огромных «циферблатов» на приборной доске, да и шильдики тоже бы не помешали. Окраска столь небольшой модели совершенно не заслуживает никакого описания.
Что можно сказать в итоге? Безусловно, знаменитый «бантик», честно внесший свой вклад в Победу, давно заслуживал увековечивания в нашем масштабе. Эта модель – первая на рынке. Через пару месяцев после ее выхода в продаже появилась аналогичная модель от минской Zebrano, но я не имею ее на руках и устроить детальное сравнение не могу. А набор от Газойлера вышел очень неоднозначным.
С одной стороны, сверяясь с фотографиями реальных машин, я с удовлетворением отмечал, что все характерные особенности конструкции в модели скрупулезно воспроизведены. С другой стороны, возникает ощущение, что в какой-то момент разработчики на свое детище махнули рукой и после отлично проработанной базы, подготовки богатой декали, модель получила не лезущего на свое место водителя, дикие фары и лишилась карданов. Но это все так или иначе побеждается, и свое место на полке «бантик» занял. И ничего, что он почти теряется в тени «Хамви» и «Паттонов».