Я тут несколько партий уже наиграла в быструю дуэльку «Цезарь».
Автор (Паоло Мори) лично для меня хорош: он создал прекрасную и до сих пор любимую мной игру «Этнос», широко известную «Либерталию», классную неординарную игру «Августус» на механике лото и несколько дополнений к «Маленькому миру».
Ну и, конечно, несмотря на то, что ощущение выраженного соперничества так или иначе присутствует во всех вышеперечисленных играх этого автора, самая плотная по взаимодействию его игра стала для меня одной из самых ярких дуэлек, локализованных в прошлом году, — это игра «Натиск». Я писала про неё небольшой пост (если нужно, продублирую сюда), и вот «Цезарь» из всего моего настольного опыта ближе всего именно к «Натиску».
Игра, кстати, имеет приписку прямо в названии — «завоюйте Рим за 20 минут», и это действительно недалеко от истины: партии длятся 15—30 минут в зависимости от объёмов аналитики игроков:)
В таком компактном игровом процессе кроется сразу несколько интересных механик. Во-первых, побеждает тот, кто первым выложит на карту Италии все жетоны контроля. Во-вторых, в игре такие жетоны можно заработать, окружая территории разными войсками и имея численное преимущество войск над соперником. Контроль подсчитывается сразу же, как только территория будет полностью окружена жетонами игроков. Сравнивается их сила — и тот, у кого мощи больше, выставляет жетон контроля в провинцию.
Но если бы всё на этом кончалось, согласитесь, звучало бы скучновато. Во-первых, в вашем ведении за ширмой всегда только 2 жетона войск. Почему это важно? Потому что на поле несколько типов локаций — и в некоторые точки могут ложиться лишь жетоны кораблей, в другие — только с изображением меча, третьи — со щитом.
Подобную механику с типами войск вы, возможно, помните в «Битве за Рокуган»: исходя из того, что вам пришло, вы грамотно планируете окружение провинции.
Во-вторых, эти жетоны кладутся на границу провинции и имеют разную силу по бокам. Это очень прикольно: одним жетоном можно заявить претензию сразу на две провинции, и всегда тот ещё вопрос, куда выделить войск побольше.
В-третьих (и это важнейший пласт тактики в игре), иногда выгодно окружить провинцию, даже если превосходство в силе не на вашей стороне. Почему? Потому что тот, кто кладёт последний жетон на границе, забирает бонус провинции — а там всегда разные плюшки: от дополнительного хода до разового расширения резерва жетонов войск. В базовой игре 4 типа таких бонусов, а в дополнении, которое сразу лежит в коробке, ещё 2. Простор для тактики с таким набором довольно большой — и лично мне тяжеловато просчитывать все варианты будущего развития событий. Наверное, поэтому все партии в «Цезаря» я проиграла. Правда, я ещё все разы играла за Помпея, и мне показалось, что при одинаковом опыте соперников первенство хода (а Цезарь всегда ходит первым) даёт небольшое преимущество в игре.
В целом «Цезарь» даёт отличный градус напряжения и пищи для ума за 20 минут, и я осталась в наиприятнейшем впечатлении от партий.
Игра наверняка понравится тем, кто любит математику действий с пригоршней рандома (вероятно, оценили бы любители «Сундука войны», например), плотное взаимодействие на поле, а также тем, кто ищет быстрые и ладные игры на контроль территорий с простыми правилами.
Если вас не смущает абстрактность происходящего на поле и больше графичное, нежели художественное оформление (кроме классных мешочков), рекомендую обратить внимание на эту элегантную и недолгую дуэль.