Фильм "Летят журавли" стал эпохальным не только для советского кино, но и для мировой культуры. Эта лента удостоилась главного приза Каннского кинофестиваля. Но мало кто знает, что именно благодаря фильму Михаила Калатозова во Франции началась "новая волна" кино.
Картина Михаила Калатозова "Летят журавли" была новой совершенно во всём. Во-первых, в ней задавались совершенно новые для своего времени вопросы о Великой Отечественной войне. Наряду с таким фильмом, как "Иваново детство", "Летят журавли" сместил фокус трагедии с больших масштабов на отдельных людей. Во-вторых, совершенно инновационной оказалась операторская работа Сергея Урусевского. Используя ручную камеру, он добился совершенно фантастического эффекта присутствия зрителя в кадре. В отличие от статичных планов прошлого, сцены в этом фильме живые, подвижные. И снимались они практически без склеек, что требовало от актёров высочайшего исполнительского мастерства.
Кроме того, Сергей Урусевский навсегда изменил весь мировой кинематограф, впервые в мире построив операторские рельсы. Именно благодаря им удалось снять одну из самых запоминающихся сцен в фильме - гибель Бориса.
Фильм "Летят журавли" был настолько тепло принят на Западе, что его сразу же стали показывать во многих странах мира. Отзывы были просто феноменальные. Обладатель "Оскара" Клод Лелуш поставил работу Михаила Калатозова в один ряд с такими признанными картинами, как "Гражданин Кейн" и "Наполеон". Рукоплескал фильму знаменитый мэтр Карл Теодор Дрейр, чей фильм "Слово", снятый двумя годами ранее, сразу же стал классикой европейского авангарда.
Во французский прокат "Летят журавли" попал ещё до Каннского фестиваля. Этот фильм успел посмотреть новатор французского кино Франсуа Трюффо, который уговорил своего тестя купить права на показ картины. Сделка оказалась настолько выгодной, что тесть режиссёра неплохо заработал и убедился, что пришло время для инновационного кино. Потому он согласился профинансировать фильм Трюффо "Четыреста ударов", открывший "новую волну" французского кинематографа. Это движение оказало существенное влияние на всю мировую индустрию, буквально "узаконив" необычные ракурсы и живое повествование в фильме. Но первые ласточки этого авангардного жанра были, как выяснилось, заложены в нашей стране.
Чтобы оперативно получать новости, подписывайтесь на наш канал в Телеграме: @tsargradtv