332 год до н.э.
Ближний Восток
Священник Манассия (правильно Менаше), брат первосвященника Иерусалима и иудеев Иаддуя, был женат на Никасо, дочери перса Санаваллета, сатрапа Самарии (Шамерона) и прилегающих к нему земель.
С началом войны царя персов Дария (правил в 336-330 гг. до н.э.) против царя Македонии Александра (правил в 336-324 гг. до н.э.) старейшины Иерусалима объединились и дружно потребовали от Иаддуя, чтобы тот заставил своего брата расторгнуть этот брак. По мнению старейшин подобный брак нарушает иудейский закон о смешанных браках и позволяет его нарушителям близко общаться с иноплеменниками. По мнению старейшин подобные общения иудеев с иноплеменниками являются для иудеев причинами различных бед. Потому Манассии поставили ультиматум: либо развод - либо «не прикасаться к жертвеннику», то есть, лишение сана.
Манассия отправился за советом к тестю, заявив, что не может оставить свой сан, который является достоянием его рода, но и жену свою любит. Санаваллет выслушал зятя и предложил последнему стать первосвященником в той части Иудеи, в которой Санаваллет был сатрапом и при этом оставаться его зятем. Пообещал утрясти этот вопрос с царем Дарием. Дал слово, что получит разрешение от царя построить на горе Гаризим в области Самарии (Шамерона) у города Сихем, который был главным в области Самарии, такой же храм, который был в Иерусалиме. Манассии понравилось предложение Санаваллета и он остался при нём. Более того, известил об этом всех израильтян*. А так как подобные браки с иноплеменницами имело значительное число священников, знатных иерусалимцев и простого люда, то все эти лица начали выселяться из Иерусалима и его окрестностей под покровительство Манассии, тем более, что Санаваллет предоставил им деньги и земли для обработки и наделил их участками для поселения в области, сатрапом которой он был. Старейшины Иерусалима были в большом смущении из-за этого, но помешать израильтянам, имевших жён из других народов, уже не могли.
Однако, встреча Санаваллета с царем Дарием не состоялась. Дарий потерпел поражение при Иссе и бежал в глубь своих владений. Тогда Санаваллет во главе войска из 8.000 самаритян прибыл под Тир, осаду которого вел царь Македонии, предоставил свои в отряды в распоряжение Александра, и договорился с последним о строительстве храма на горе Гаризим. С согласия Александра на горе Гаризим люди Санаваллета и Манассии, которого объявили первосвященником в сатрапии Санаваллета, начали возводить храм на горе Гаризим.
В Иерусалиме этим были серьёзно напуганы.
Однако после падения Тира (его осада шла семь месяцев) и Газы (осаждали два месяца) Санаваллет, человек в возрасте, неожиданно скончался. Когда весть об этом дошла до Иерусалима там засуетились. Далее не совсем ясно: то ли первосвященник Иаддуй сам ездил к Александру, то ли ездили старейшины**, но иудеи сумели получить согласие царя Александра на сохранение для них законов Персидской империи, которые разрешали каждый седьмой год всем иудеям, проживавшим на территории империи персов, не платить налоги, и пользоваться собственными законами внутри своих общин***.
Более того, они добились, чтобы жителям Самарии подобных привилегий дано не было, так как они не иудеи.
Когда же из Сихема к Александру прибыло посольство просить о тех же привилегиях, что получили иудеи, и об этом же просили офицеры самарян, служившие в армии Александра, царь Македонии отказал им, так как они евреи, но не иудеи. А чтобы жители Самарии не перешли на сторону царя Дария, он увел их воинов в Египет, где и поселил их в Фиваиде.
(Источник: Иосиф Флавий)
* в данном случае источник имеет всех израильтян из всех двенадцати колен народа Израиля (иудеи одно из них).
** рассказ источника о том, что царь Александр лично посетил Иерусалим и воздавал почести первосвященнику Иаддую, есть поздний миф, который сочинили иудеи Иерусалима, и который изложил в свое труде иудей Иосиф Флавий. По другим источникам Александр не посещал Иерусалима. Более того, он назначил иудеям наместника, который своих правлением вызывал в Иудее большое недовольство местных.
*** есть мнение, что эти привилегии были получены за то, что иудеи, проживавшие в Вавилонии и Мидии, начали помогать македонскому царю в его войне против персов.