Сегодняшней статьёй мы продолжаем авиационную тему, поднятую статьёй вчерашней – о перспективах развития российского гражданского самолётостроения в наступившем году. А сегодня поговорим об авиапроме китайском, который достаточно тесно связан с Россией.
Не секрет, что китайцы большие мастера по части копирования и использования зарубежных технологий и разработок в своих интересах. Это же касается и авиации, где китайцами позаимствовано было многое у своих зарубежных партнёров, и даже вовсе не партнёров. Китайцы посещают все значимые зарубежные технические выставки и авиасалоны и многое берут «на карандаш».
Много взято и у российских разработчиков. Например, характеристики китайского среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера СОМАС С919, выпуск которого начался недавно, поразительно похожи на российские МС-21 и Ту-214. Хотя наши лайнеры более комфортны для пассажиров. Но китайцы умеют налаживать серийное производство и уже на конец ушедшего года поставили заказчику первый борт, собрав на новый год портфель в более тысячу заказов. А российский Суперджет предполагают собирать в 20 бортов в год. Как говорится, почувствуйте разницу.
Осенью 2022 года в китайском городе Тяньцзин начали собирать самый крупный «Эрбас»-321, рассчитанный на 220 пассажиров. До этого сборка таких самолётов производилась только на американском и германском отделениях корпорации. Т.е. китайцы освоили сложную финишную сборку суперсовременного лайнера. И китайскими сотрудниками корпорации получен огромный опыт по строительству современного пассажирского воздушного судна, что внесло значительную лепту в развитие собственного авиапрома.
Но ещё Советский Союз много способствовал развитию китайской гражданской и военной авиации. Тот же китайский турбовинтовой Xian Y-7 – это лицензионная копия советского Ан-24. Основой для китайской военной авиации были советские истребители и бомбардировщики. Причём, они до сих пор находятся в эксплуатации, хотя где-то и модернизированные. И в металлолом старые самолёты сдавать никто не спешит.
Есть аналог российского Суперджета – ARJ-21. Причём, до недавнего времени его сборка велась по аналогии с нашим самолётом, т.е. «с миру по нитке». Поэтому когда с началом санкций появились проблемы с нашим самолётом, пытались договориться с китайскими коллегами о поставках импортных деталей. Но не вышло. Боясь оказаться в такой же ситуации как российский авиапром, китайцы делиться лишними деталями с нами не пожелали, или побоялись. В этом деле лишних деталей не бывает.
Или ещё история с проектом создания китайско-российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929.
В нынешних условиях новый самолёт, похоже, становится чисто китайским, ибо при условии необходимости сертифицирования каждого винтика, используемого при сборке лайнера, участие в проекте российской стороны может создать трудности в дальнейшей эксплуатации судна при полётах в иностранных воздушных пространствах. Да и сертификация самолёта может вовсе не осуществиться.
Но главное – задел, который китайцам дали российские разработки для этого проекта, получен. Не собираются китайцы отказываться и от поставок российских комплектующих. Ну а сертификация уже будет импортная. Как недавно происходило и с нашим Суперджетом, когда любая деталь, причём даже выполненная на российском заводе, сертифицировалась где угодно, но только не в России. Например, сиденья для бортпроводников сертифицировали на Филиппинах.
Так что, начиная с поддержки советской стороны в создании своего авиапрома, китайцы постепенно переходят на дорожку международной кооперации, ориентируясь на европейские и американские технологии. Но чем такая кооперация закончилась для российского авиапрома уже известно. В условиях сложных китайско-американских отношений из-за Тайваня китайцы могут наступить на те же грабли, что и их российские коллеги.
Понравился рассказ? Тогда жмите лайк и подписывайтесь на канал. Будем рады Вашим комментариям.