Женщина говорит, что есть вариант - от такой жизни уехать в деревню. У неё в Центральной Украине сохранился дом, который соседи ещё не полностью растащили по кирпичикам. Можно кое-как его подлатать и перебедовать там самое трудное время. Но вот проблема - деревня газифицирована. Раньше был газ, сейчас он ушел. А там с роду - ни дров, ни угля, ни леса вокруг, ни шахт.
Если в девяностые годы, когда страна голодала, она могла туда поехать и спастись, посадить картошку, морковку, лук, завести курочку, - вот тебе и суп с мясом. Еще и продать излишки умудрялась. А теперь так называемые газифицированные деревни - это просто мёртвый угол. И благословение тем населенным пунктам, где сохранилось отопление дровяное и угольное.
Периодически мне в комментариях пеняют на то, что российская деревня отапливается дровами. А это плохо? Стратегически Россия подготовлена к чему угодно.
Да, кто-то из ее соседей припас себе небольшую поленницу, всеми правдами и неправдами вырубая по окрестностям последние деревца. Но никто с тобой этим запасом не поделится, нынче на Украине дрова - золотовалютный резерв. Во-первых, самим мало, а во-вторых, их взять больше негде.
Есть пара посадок в округе, но там уже так прорежено, что одни голые пни торчат. А ведь эти посадки когда-то насаживались советскими мелиораторами, чтобы в полях задерживать снег и получать высокий урожай. Наследие Советского Союза. На словах отказываемся от "тяжелого прошлого", а на деле выгребаем это прошлое до последней щепочки, до голой земли.
Получается, соседи растащили её дом по хворостинкам, всё пустили себе в хозяйство, а теперь у каждого хата с краю. В мёрзлом доме не проживешь, лучше уже в городской квартире, в каменном мешке сидеть, здесь хоть время от времени дают электричество.
И вот женщина сидит, когда есть свет, и читает Библию, старается понять по ней современную действительность. Все объяснения, которые дает ей реальная жизнь, ничего не объясняют.