Найти тему
28,2K подписчиков

Венок «а-ля Тальони» из японских роз… Он или не он?

1,7K прочитали

Попался на днях нежный акварельный портрет, где прическа дамы украшена веночком «а-ля Тальони» из японских роз.

Портрет интересен тем, что это – 1834 год. На других портретах того десятилетия такие венки не встречаются. Хотя, по идее, они уже должны войти в моду. Ведь на модной картинке 1832 года похожий венок.

Portrait of princess Theodolinde of Leuchtenberg, 1834 год.
Portrait of princess Theodolinde of Leuchtenberg, 1834 год.
Бальные наряды, 1832 год.
Бальные наряды, 1832 год.

Венок получил название по имени знаменитой балерины Марии Тальони (выступала в Петербурге с 1837 года).

На портрете 1832 года Мария Тальони в прелестном розовом веночке. Так она выглядела в балете «Сильфида».

Мария Тальона в роли Сильфиды, 1832 год
Мария Тальона в роли Сильфиды, 1832 год

Однако, если судить по портретам знатных дам, такие венки стали популярны ближе к 1840 году, когда изменился модный стиль и локоны стали свободно падать вниз.

К таким причёскам венки из крупных роз, наверное, подходили больше, чем к прическам стиля бидермейер.

Йозеф Карл Штиллер. Баронесса Розали Джули Бонар, 1840 год. Изображение на фарфоровой тарелочке.
Йозеф Карл Штиллер. Баронесса Розали Джули Бонар, 1840 год. Изображение на фарфоровой тарелочке.

Хотя венок «а-ля Тальони» чаще носили с причёсками без локонов. Если судить по портретам, опять таки.

Портрет Великой княгини Александры Иосифовны, 1840-е годы, художник неизвестен.
Портрет Великой княгини Александры Иосифовны, 1840-е годы, художник неизвестен.
А.М. Апраксина, портрет кисти В. Гау 1848 год.
А.М. Апраксина, портрет кисти В. Гау 1848 год.

Обычно встречаются белые или розовые венки.

Но изредка попадаются красные, как на одном из портретов Натальи Пушкиной.

Ф.В.Сычков. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской с оригинала В. Гау 1849 года.
Ф.В.Сычков. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской с оригинала В. Гау 1849 года.

Как правило, такие венки состоят из крупных роз. Но встречаются и небольшие розы…

Поэтому у меня и возник вопрос: а точно ли все эти венки назывались «венок а-ля Тальони»?

Узнать сложно. В интернете я вообще ничего не нашла по данной теме. В книге по истории причёски – название без иллюстраций (это просто прекрасно, чёрт возьми). Вот и гадай сам.

Никез де Кейзер. Великая княжна Александра Николаевна, 1843 год.
Никез де Кейзер. Великая княжна Александра Николаевна, 1843 год.
Екатерина Николаевна Адлерберг, ур. Полтавцева 1840-е годы.
Екатерина Николаевна Адлерберг, ур. Полтавцева 1840-е годы.

Похожие венки носили и до того, как их ввела в моду Тальони.

Ниже – портрет дамы, написанный в 1825 году.

А под ним – портрет Великой княгини Елизаветы Алексеевны, написанный в 1795 году.

Вот тогда такие венки и вошли в моду. Перед тем, как появились платья «в греческом стиле» с высокими талями. Именно увлечение античностью породило моду на венки – и из роз, и из других цветов. Задолго до балета «Сильфида» с участием Марии Тальони.

Christian Albrecht Jensen. Вильгельмина Мария Датская, 1825 год.
Christian Albrecht Jensen. Вильгельмина Мария Датская, 1825 год.
Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, 1795 год.
Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, 1795 год.

Но венок для парадных причёсок, ставший популярным в конце 1830-х, почему-то назвали в честь Марии Тальони.

Ну, во-первых, это красиво звучит и вызывает романтические ассоциации.

Во-вторых, такие венки в период расцвета ампирной моды носили, наверное, редко, раз они встречаются лишь на единичных портретах.

В 1830-х о них почти забыли. И они уже выглядели новшеством…

Joseph Karl Stieler. Prinzessin Elisabeth von Sachsen-Altenburg, 1846 год.
Joseph Karl Stieler. Prinzessin Elisabeth von Sachsen-Altenburg, 1846 год.

«Цветок – как звезда во лбу». Когда эта мода появилась?

«Тюлевое платье на розовом атласном чехле»… Модный тренд всего 19 века?

#стиль#мода и красота#искусство#портреты#женщины