Здравствуйте!
Сегодня речь пойдет о необычном для моих публикаций явлении. Эссе.
Есть три варианта ответа на вопрос российскому священнику о значимости «Слова о полку Игореве».
- Кисло улыбается
- Считает произведение ересью, потому что его так учили в семинарии
- Ничего не скажет, потому что не читал, но сделает умное лицо
Вы скажете, что «Слово о полку́ Игореве» (полное название «Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова») - старо, как мир, оно скучно и не интересно. Однако, это не так, поэтому повод очертить вокруг себя круг прежним представлениям об истории России, а также и христианстве достаточно силен.
«Слово…» - это памятник литературы Древней Руси, который рассказывает о походе русских князей во главе с Игорем Святославичем Новгород-Северским на половцев в 1185 году.
Представленная летописцами от власти и пропагандируемая РПЦ, дата 28 июля 988 г., как Дня крещения Руси князем Владимиром Святославичем в Киеве, считается началом христианизации в российском государстве. Говорится ДО СИХ ПОР, что это событие было долгожданным, радостным и добровольным, потому что свое старое дедовское, языческое уже встало, как кость в горле, а вот новое ...
В связи с этим можно было бы без труда согласиться, что так и происходило. Однако в начале 18 века всплыл на поверхность литературный памятник «Слово…», трактующий события, которые происходили не через 2, и не через 20, а аж через 200 лет после крещения в Днепре и говорящий о прямом язычестве в русском обществе, начиная с князей.
Начну с А.С. Пушкина - солнца нашей литературы, о котором не только в метафоричном значении не раз пойдет речь.
Как известно, он живо интересоваться «Словом…». Пушкин начал писать комментарии к нему и хотел их опубликовать. Также он готовил историю Петра l и историю «крестьянской войны» под предводительством Емельяна Пугачева. Служба в Министерстве иностранных дел давала А.С. Пушкину доступ к ГОСУДАРСТВЕННЫМ архивам. Однако, слишком велика была правда, спрятанная там.
Государю с Н.М. Карамзиным было как-то спокойнее, 8 томов «Истории государства Российского» которого вышли 1 февраля 1818 года. Огромный для того времени трёхтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц.
А о беспощадном языке Пушкина даже к своим товарищам по Лицею были наслышаны все. Вот несколько строк, подтверждающих это:
«Читал стихи и прозу Кюхельбекера. Что за чудак! Только в его голову могла войти жидовская мысль воспевать Грецию, великолепную, классическую, поэтическую Грецию, Грецию, где всё дышит мифологией и героизмом, славяно-русскими стихами, целиком взятыми из Иеремии…»
(Иереми́я — второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, автор книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии»).
Напрашивается вывод, что одна из причин смерти Пушкина - его дотошность в изучении родной истории. Оттого и закручена была история с Дантесом.
Итак, прекращаю тешить вас исторической интригой и конкретно задаемся вопросом о ереси «Слова о полку́ Игореве» с православной точки зрения, потому что произведение сплошь языческое.
Прежде всего, при чтении текста сразу же бросается в глаза упоминание имени Бояна, который назван вещим внуком бога Велеса, то есть сразу 1:0 не в пользу христианского повествования. (Имя «Боян» - нарицательное, обозначающее древнерусского певца).
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Далее в главе упоминается Солнце, которое свидетельствует о затмении.
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
Ни о каком крестном знамении, ни о молитве, ни о благословении со стороны священника в начале дела речи нет.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Однако и затмение Князь на счет не берёт.
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
Солнце преграждает путь князю Игорю, а вслед за ним и вся природа.
Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила
Свист зверей несется, полон гнева…
Посредством Солнца получается конфликт между светом и тьмой.
Пренебрегая подсказкой свыше, он всё-таки выступает в поход, как и задумал ранее:
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
И князь Игорь получает возмездие - он попадает в плен к хану Кончаку...
Кульминацией в «Слове…» считается- Плачь Ярославны. (Ярославна- дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого, Ефросиния Ярославовна, жена князя Игоря). Она обращается к природным стихиям, чтобы вызволить мужа из плена.
К ВЕТРУ
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
К ДНЕПРУ - ВОДЕ
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
К СОЛНЦУ
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
Сильнейшее магическое заклинание Ярославны меняет ход событий коренным образом.
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Князь Игорь благодаря Ярославне бежит из плена. Как он это делает?
Обратите внимание на образное описание этого события. Он превращается в животных и птиц.
Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло.
В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь
И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.
Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.
Без дорог летит и без путей,
Бьет к обеду уток-лебедей.
Там, где Игорь соколом летит,
Там Овлур, как серый волк, бежит,
Все в росе от полуночных трав,
Борзых коней в беге надорвав.
Итог:
Но восходит солнце в небеси —
Игорь-князь явился на Руси.
Таким образом, анализируя текст, можно сделать вывод, что твердого принятия христианства на Руси еще и в XII веке не было, вопреки официозу.
Все переводы текста, указанные здесь, были сделаны Николаем Заболоцким.
С астрологической точки древнерусское «Слово…» уникально тем, что дату затмения, а значит и начало похода князя Игоря, вычислить не сложно. Это случилось 1 мая 1185 по старому стилю.
Тогда Солнце, Луна и Уран были в соединении, что предвещало о неожиданных событиях. Также это положение планет было в тау-квадрате с Юпитером и Нептуном, что дополнительно говорит о больших иллюзиях в начале дела.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать несколько выводов.
- 1. «Слово…» подтверждает, что в 12 веке не было устойчивого христианства на Руси. Она оставалась языческой.
- 2. Князь Игорь, не взирая на все явные природные препятствия идет в военный поход. Это свидетельствует о его гордыне.
- 3. Магическое взаимодействие Ярославны с природными стихиями помогает вызволиться из плена князю Игорю.
Друзья!
Если понравился материал, то ставьте лайки!
Буду рада!