Сенчихина Анна Алексеевна рассказала подробно о 5-ой зоне развития детей по Монтессори:
“Этот блок включается в занятие, как правило, для тех, кто уже умеет читать, писать или готовится к этому (дошкольный/школьный возраст): от 5 - 6 лет
“Космическое воспитание” - это отдельный блок в системе развития детей по Монтессори:
- знакомство с миром с самых истоков через вопросы
- знакомство с микромиром: я, моя мама и папа, моя семья, дом, улица, сад и т.д.)
- постепенный переход к изучению и познанию макромира: мы неотъемлемая часть единого, целого, такого большого, безграничного и многогранного мира
Занятия носят дискуссионный, исследовательский, наглядный характер, появляется проектная деятельность:
1) С помощью этого блока: из планирования дети переходят в проектную деятельность. Если ребенок говорит: “Я хочу изучить/мне интересна/меня волнует Х тема” – мы изучаем, исследуем, выдвигаем свои различные точки зрения
2) Можно назвать этот блок “Почемучка”, познание мира через творческий процесс:
- изучаем: Солнечную систему, Вселенную, растения и др.
- обсуждаем вопросы: почему мы не улетаем в космос, почему в космосе люди летают, а по Земле ходят т.п.
- рисуем, лепим, вырезаем, склеиваем: визуализируем и обсуждаем
Пример 1: занятие на стадии изучения Солнечной системы. Можем взять обои и нарисовать Солнечную систему, постепенно раскручивая обои и склеивая кусочки. Потом ходить по планетам и наблюдать, сколько всего в космосе, что после изображения одной системы Вселенной - обои закончились. Можем потом продолжить, превращая задание в настоящий проект
Пример 2: как прорастает зерно? Мы не посадим зернышко сразу в землю (потому что не увидим процесс изнутри), а положим в мокрую тряпочку или влажный гидрогель, чтобы своими глазами увидеть: как появляется корешок и росточек. Потом проросшее зерно посадим
Пример 3: что такое земное притяжение? Нальем воды в ведро, привяжем веревку к ведру, будем крутить: вода не выльется. Делаем вывод, что у земли есть притяжение: вода из озер не в воздухе, мы ходим ногами по земле, а не по воздуху
Есть специализированные школы Монтессори, где выращивают даже цыплят! Все стадии роста, включая инкубатор! Дети наблюдают, сами ухаживают за ними. Ребенок наглядно изучает процессы биологии, в отличии от школьной биологии, где природа изучается только по учебникам
Тема человека также входит в этот блок. Дети намного раньше, изучения человека по школьной программе, задают вопросы о себе самом: дети 5 лет задают вопросы “Что у нас внутри?” и т.п. Можем нарисовать или слепить человека, изобразив фасолькой желудок, красным камушком сердце и т.д. После этого обсуждаем: для чего нам нужен желудок, сердце и т.д.
Ребенок примерно от 5 лет начинает задавать вопросы “А почему…?”. И если ответить ребенку вопросом на вопрос: он сам ответит на него! Ребенок имеет право на свою точку зрения, мы не переубеждаем его в том, что он не прав
Пример: ребенок считает, что динозавры вымерли не от метеорита, а в следствии наводнения. Мнение на счет этого расходятся и у взрослых. Но мы можем подвести ребенка к тому, какие мнения ученых еще есть - это побуждение к исследовательской деятельности. Все гипотезы от детей мы принимаем и обсуждаем!
Также раздел “Космическое воспитание” связан и с другими разделами: “Сенсорика”, “Грамота”, “Математика”. Эта взаимосвязь помогает ребенку ориентироваться в пространстве и времени, увеличить словарный запас, получить новые знания и опыт, расширить свой кругозор”
Что такое “Космическое воспитание” по Монтессори?
24 января 202324 янв 2023
84
2 мин